1. Анализируется рыночная ситуация (внешние условия). Учитываются предполагаемые изменения внутри предприятия. Составляется отчет по прибыли на будущий год. Это пассивная стадия планирования.
2. Производится анализ результата, т.е. проводятся альтернативные расчеты на основе которых составляется скорректированный отчет по прибыли. (Что можно сделать для улучшения результата?)
3. Составляется финансовый план на будущий год.
4. Рассчитываются финансовые отношения и коэффициенты, составляется плановый баланс.
Бюджет на будущий год составляется заблаговременно – до завершения текущего года. Основа для прогноза – ожидаемый отчет по прибыли и баланс.
Предприятие работает на рынке туристических услуг. Реализует услуги 3-х видов (продает туры А,В и С).
Ожидаемый отчет по прибыли 1999г.
Показатели | А | В | С | Итого |
Выручка, без НДС | 80 000 | 68 000 | 170 000 | 318 000 |
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур) | 46 400 | 38 000 | 105 400 | 189 800 |
Результат от реализации | 33 600 | 30 000 | 64 600 | 128 200 |
Ежегодные FC | 40 000 | |||
Чистый результат | 88 200 | |||
Амортизация ОК | 12 000 | |||
Прибыль до выплаты %% и налогов | 76 200 | |||
Налоги, %% | 10 000 | |||
Чистая прибыль | 66 200 |
Ожидаемый баланс 1999 года
АКТИВ | ПАССИВ | ||
1. Фиксированные активы | 126 000 | 1. Собственный капитал |
200 000 |
1.1.Оборудование | 126 000 | ||
2.Текущие активы | 234 000 | 2.Обязательства |
160 000 |
2.1.Денежные средства | 90 000 | 2.1.Банковский кредит |
80 000 |
2.2.Счета к получению | 30 000 | 2.2.Счета к оплате |
40 000 |
2.3.Краткосрочн.фин.вложения | 114 000 | 2.3.Прочие пассивы |
40 000 |
ИТОГО | 360 000 | ИТОГО |
360 000 |
В результате анализа рыночной ситуации с учетом изменений внутренних условий прогнозируется:
1. Увеличение популярности тура А; но ввиду потери части рынка по этой позиции (переход клиента к конкуренту), объем продаж тура А уменьшится на 15 %.
Это значит, уменьшаются на 15 % как выручка от реализации тура (68 000), так и затраты на покупку услуг, входящих в тур А (39 440), т.е. результат от реализации уменьшится также на 15% (28 560).
2. Выручка от продажи тура В не изменится, так как определено количество продаваемых туров и его цена зафиксирована. Вместе с тем, в следующем году ( из-за увеличения входной платы в музей, например) фирма будет покупать услуги, входящие в тур В за более высокую цену. Общее увеличение цены покупки услуг по туру составит 10%.
Таким образом, издержки на тур В составят 41 800, против 38 000, результат от реализации уменьшится до 26 200 (68 000-41 800), в большей степени (на 12,6 %), чем увеличатся затраты.
3. За счет увеличения рынка объем продаж тура С увеличится на 20%, при постоянстве цен продажи тура и покупки формирующих его услуг.
Изменение в показателях: пропорциональное увеличение выручки, издержек и результата от реализации до 204 000, 126 480 и 77 520 соответственно.
4. Предполагается также рост до 51 000 косвенных расходов, в том числе за счет увеличения персонала фирмы.
Корректировка отчета по прибыли с учетом прогнозируемых изменений
Показатели | А | В | С | Итого |
Выручка, без НДС | 68 000 | 68 000 | 204 000 | 340 000 |
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур) | 39 440 | 41 800 | 126 480 | 207 720 |
Результат от реализации | 28 560 | 26 200 | 77 520 | 132 280 |
Ежегодные FC | 51 000 | |||
Чистый результат | 81 280 |