- финансово- экономический;
- социальный (кадровая политика).
Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу.
В образовании, как в специфической отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. “Кадры решают все”, но кадры могут стать и главной причиной неудач.
В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие его признаки:
Ø Волевой – способен преодолевать препятствия на пути к цели.
Ø Настойчивый – умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
Ø Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
Ø Психически устойчив и не даёт увлечь себя нереальными предложениями.
Ø Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
Ø Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
Ø Требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу.
Ø Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
Ø Надёжен, держит слово, на него можно положиться.
Ø Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
Ø Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
Ø Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
Ø Оптимистичен относительно к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
Ø Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя.
Ø Способен менять поведение в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя «включить» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатии.
Трудность заключается ещё и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, руководитель должен уметь:
Ø Широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета.
Ø Понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верными своим принципам.
Ø Не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников.
Ø Принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством.
Ø Не соглашаться, сохраняя нормальные отношения к противникам.
Ø Рисковать и как можно реже ошибаться.
Ø Быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.
Современному руководителю совершенно необходимо быть хорошим психологом. Речь идёт не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеет дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как:
Ø Степень общительности, т.е. способность поддерживать деловые отношения с партнёрами независимо от их характера.
Ø Манеру поведения, чтобы в известной мере прогнозировать его поступки.
Ø Деловые и профессиональные качества,
Ø И наконец, его потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.
1. Авторитарный – излишнее употребление властью, неумение пользоваться методами управления, нетерпимое отношение к критике, неправильное использование специалистов, неумение прислушиваться к мнению других, поэтому в трудовом коллективе гасится инициатива, создаётся неблагоприятный климат, начинается текучесть кадров, нет социальной удовлетворённости.
2. Демократический – опирается на согласие трудового коллектива в принятии решений, он выдаёт полную информацию, считается с мнением работников, правильно реагирует на замечания, поэтому трудовой коллектив стремиться к самоуправлению и самоконтролю.
3. Либеральный – не вмешивается в дела подчинённых, уклоняется от решений проблем, строит с подчинёнными дружеские отношения.
В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на 3 вопроса:
1. где фирма находится в настоящее время;
2. куда она хочет двигаться;
3. как организация собирается сделать это.
Организация. Этапы организации:
1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций;
2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).
Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.
Этапы:
1. определение потребности работников;
2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.
Этапы:
1. установление стандартов;
2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.
Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.