При линейно-функциональной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный отдел. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.)[16].
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через своих руководителей служб-исполнителей.
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Рисунок 1 Организационная структура ОАО «ОКБА»
Линейно-функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки [16]:
1. Преимущества: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.
2. Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
Организационная структура ОАО «ОКБА» представлена ниже на рис.1.
Далее рассмотрим должностные обязанности некоторых линейных руководителей подразделений и служб ОАО «ОКБА».
1) Заместитель директора по общим вопросам непосредственно подчиняется руководителю предприятия. В его должностные обязанности входит осуществление руководства финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания. Заместитель директора по коммерческим вопросам организует участие подчиненной ему службы в составлении перспективных и текущих планов реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности предприятия; принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок).
2) Заместитель руководителя предприятия по производству относится к категории руководителей и назначается из числа инженеров с высшим образованием, большим практическим опытом в области планирования и организации производства. Заместитель руководителя по производству:
- организует своевременный выпуск качественной продукции службами предприятия, находящимися в его непосредственном подчинении;
- обеспечивает внедрение в производство прогрессивных методов и систем планирования и организации производства;
- обеспечивает внедрение и соблюдение утвержденных стандартов и технических условий, а также применение современных средств и методов измерений и испытаний при производстве продукции; контроль за состоянием этих средств и соблюдение установленного порядка их использования;
- отвечает за разработку и осуществление мер по производству конкурентоспособной продукции, систематический анализ ее технического уровня;
- внедряет в практику работы цехов современные методы организации и планирования производства, создает условия для высокопроизводительной работы, обеспечивает соблюдение законодательства о труде, правил и норм охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии.