ОАО "Лента" – ведущий производитель на рынке Чувашии текстильных лент различного назначения, производит более 400 наименований продукций и владеет 30% доли производства рынка текстильных лент в России.
ОАО "Лента" оснащено лентоткацким, плетельным, швейным и красильно-отделочным оборудованием, что позволяет гибко подходить к выполнению заказов и выпускать продукцию, отвечающую любым пожеланиям потребителей с самыми высокими требованиями.
ОАО "Лента", находящаяся по адресу г. Чебоксары, ул. Калинина, 68, заключила договор с компанией "Центр внедрения ISO 9000", г. Чебоксары, на оказание услуг по разработке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ISO 9001:2000. 20-23 января 2004 года эксперты Центра приступили к выполнению первого этапа договора и посетили предприятие с целью анализа состояния управления качеством. Далее были проделаны все необходимые мероприятия по внедрению системы, исправлены недочеты в работе, а именно была тщательно проанализирована организационная структура, были выявлены промахи, при помощи консалтинговой компании были распределены полномочия и ответственность между подразделениями, проведен 2-х часовой семинар для руководителей и специалистов с обсуждением вопросов, касающихся разработки и внедрения системы менеджмента качества и многие другие мероприятия, необходимые для сертификации.
ОАО «Лента» сертифицировало систему менеджмента качества на соответствие требований МС ISO 9001:2000, сертификат № 41008 от 15 апреля 2005 г., сертификационным органом являлся - Moody International Certification.
Областью регистрации является разработка и производство лент текстильных, тесьмы, шнуров, строп текстильных, тросов, упряжи сельскохозяйственной.
Но это было в 2005 году. На сегодняшний день руководитель организации - Тартыгина Зинаида Яковлевна ставит новые цели в работе, она считает, что системы менеджмента качества на соответствие требований МС ISO 9001:2000 недостаточно, и она уже готовит программу мероприятий по внедрению и разработке комплексной системы менеджмента, куда будут входить помимо ISO 9001:2000 , также и OHSAS 18 001 и ISO 14000, мероприятия же эти в свое время делятся на тактические и стратегические. Стратегическая цель организации – получение сертификата интегрированной системы менеджмента (ИСМ), тем самым став еще более конкурентоспособным предприятием.
Оперативный план можно составить уже сегодня, он включает следующие мероприятия:
· выбор наилучшей консалтинговой компании, с которой будет работать организация в будущем;
· заключение с ними договора на оказания услуг;
· самостоятельно проанализировать существующую систему менеджмента. Оценить степень соответствия действующей системы требованиям стандартов ГОСТ Р ISO 9001, ГОСТ Р ISO 14001, OHSAS 18001. Составить рекомендации по доработке системы менеджмента с целью достижения соответствия ее установленным требованиям. Установить направления и виды деятельности, реализация которых обеспечит соответствие действующей системы менеджмента требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001 (ISO 9001:2000), ГОСТ Р ISO 14001-98 (ISO 14001), OHSAS 18001. Составить отчет о состоянии системы менеджмента качества и степени соответствия ее требованиям ГОСТ Р ISO 9001-2001 (ISO 9001:2000), ГОСТ Р ISO 14001-98 (ISO 14001), OHSAS 18001.
· Провести обучение высшего руководства организации по теме "Принципы построения комплексной системы менеджмента качества, управления промышленной безопасностью и окружающей средой" Разработать учебно-методические материалы. Отправить группу из нескольких человек на повышение квалификации;
· проанализировать сложившуюся организационную структуру, исправить ее в соответствии с требованиями интегрированной системы менеджмента;
· выполнять требования консалтинговой фирмы, осуществляющей помощь в сертификации;
· выбор органа по сертификации, международных и национальных системах сертификации.
В зависимости от состояния системы менеджмента качества организации возможна корректировка объемов работ.
Также в процессе консультирования консалтинговой фирмой, с которой предстоит работать, необходимо будет рассмотреть:
- Организацию разработки и внедрения комплексной системы менеджмента;
- Разработка политики и целей;
- Реализация процессного подхода;
-Распределение ответственности и полномочий в комплексной системе менеджмента;
- Управление документацией;
- Управление записями;
- Внутренний аудит комплексной системы менеджмента;
- Корректирующие действия;
- Предупреждающие действия;
- Управление несоответствующей продукцией.
Исследовав сравнительно большой объем материала по данной тематике можно сделать некоторые выводы, а именно, что, по мнению многих ученых-экономистов, менеджеров и прочих людей, занятых непосредственно в бизнес-процессах, на сегодняшний день в жестких условиях конкуренции, внедрение системы менеджмента качества на основе ISO 9000 является необходимым элементом.
Мое мнение расходится между тем, что это реальная надобность любой организации, тем, что это для российских предприятий это всего лишь дань моде, которая, как известно всем то приходит, уходит и возвращается вновь через некоторый промежуток времени и тем, что это в условиях рыночной экономики, когда каждый бизнесмен, менеджер, специалист ищет свободную нишу, которую реально забить своими знаниями в области, а в данном случае к этому относится «управление качеством».
Немного поясню выше изложенное высказывание, сопоставив его с объектом исследования данного эссе – с ОАО «Лента».
Реальная надобность в моем контексте несет следующий смысл: в стратегическом планировании любой организации должны преследоваться две главные цели, это стабилизация и постоянное развитие, здесь уместно вспомнить изученную теорию волчка и мертвой пирамиды, именно придерживаясь ее можно достичь успеха в бизнесе, создав конкурентное преимущество суметь его удержать и получать от этого стабильную прибыль и этот цикл повторять постоянно, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Несколько лет назад внедренная система менеджмента качества являлась, на мой взгляд, конкурентным преимуществом, так как подобных компаний было не так много, и, несмотря на большие различия в качестве продукция имеющая сертификат ISO являлась более конкурентоспособной, а вследствие этого более дорогостоящей. В подтверждении этого можно проанализировать деятельность предприятия «Лента», внедрив систему менеджмента качества на основе ISO 9000, прибыль организации увеличилась, благодаря вытеснению с завоеванного рынка уже неконкурентоспособных соперников и этим добиться выход на всероссийский рынок, охватив 30% доли производства рынка текстильных лент в России. Сегодня сертификат ISO, пройдя путь в двадцать с небольшим лет, уже не является новшеством, но, тем не менее, его наличие я считаю необходимым наряду с такими документами как, например, устав/учредительный договор, ежегодный отчет о прибылях и убытках и другими.