Введение чёткой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоёмких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности;
Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий – монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
3. Предоставление государственных гарантий предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования;
Ведение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, среди возможных мер поддержки малого бизнеса можно выделить и следующее:
1. Льготная аренда;
Пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям;
Квоты на госзакупки для малых и средних предприятий;
Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества;
Снижение платы за присоединение к электросетям;
Увеличение бюджетных субсидий малому и среднему бизнесу.
К сожалению, наше правительство пока недостаточно внимания уделяет проблемам малого и среднего бизнеса. Именно поэтому предприятия малого и среднего бизнеса на сегодняшний момент находятся в не наилучшем состоянии, а некоторые из них и вовсе вынуждены «сворачивать» свою деятельность. Проанализировав состояние малых и средних предприятий в условиях кризиса 2008 года, комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса, остаётся надеяться, что государство разработает что – нибудь более эффективное для поддержки данных предприятий. Кроме того, важно, чтобы эти меры работали эффективно на всей территории нашей страны, а не только в «избранных» городах (типа Москвы).
3. Зарубежный опыт влияния государственной поддержки на предприятия малого и среднего бизнеса (на примере США):
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьёзное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых и т.п.
Во многих станах с развитой экономикой малому и среднему бизнесу оказывается серьёзная финансово – кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды:
1. В США – через Администрацию по делам малого бизнеса (АМБ);
Во Франции – через «Кредит для средних и мелких фирм»;
В Японии – через Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса и т.д.
В Евросоюзе – из Структурных фондов Евросоюза, таких как:
Социальный фонд.
В этой статье мы рассмотрим влияние зарубежного опыта государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на примере США.
Общая информация. Дляначала вспомним из курса экономической географии, что США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наёмных работников частного сектора. Отсюда следует, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Исходя из статистических данных, примерно 1 из каждых 3 американских семей вовлечена в малый бизнес. Таким образом, малый и средний бизнес США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. В этой стране ежегодно регистрируется около 600 тысяч малых предприятий и ликвидируется около 500 тысяч. Однако никого этот факт не ужасает. Оказывается дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поэтому, когда они начинают понимать, что в другой сфере или на другом месте дела пойдут лучше, они «сворачивают» свой старый бизнес и открывают новый. В этом смысле американцы – очень адаптивный народ. Они умеют быстро перестраиваться. И даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90% жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Если в России законодательно выделяют 5 отраслевых групп малых предприятий, то Администрация по делам малого бизнеса США разделила все малые предприятия по категориям в зависимости от размера и вида деятельности. Из более чем 14 миллионов предприятий США считаются малыми. В США малыми предприятиями охвачены 4 основных сферы бизнеса: 1. Сфера услуг (39%, включая финансовые и с/х);
2. Розничная торговля (29%);
3. Производство (23%);
4. Оптовая торговля (9%).
Small Business Administration (It is created by the Congress of the USA in 1953). Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов.
Одной из важнейших направлений деятельности (АМБ) является правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в её структуре в 1978 году был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, затем утверждается Конгрессом и является подотчётным только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малых и средних предприятий США и среду сих обитания. В 1996 году в SBA образован отдел арбитража. Его задачи определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. Этот отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между предприятиями и федеральными структурами.
В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться в первую очередь к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Для этого необходимым считается следующее:
1. Формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
Разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
Совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
Совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
Совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
Развитие кредитно – финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;