Уже к началу 2009 года по оценкам экспертов, российский рынок труда начал стабилизироваться, и в экономике стали заметны уже первые положительные тенденции.
Согласно статистическим данным в сфере малого бизнеса наблюдается более стабильная ситуация с выплатой заработной платы и даже её увеличение. К тому же, рост внимания к малому бизнесу обусловлен государственной поддержкой предпринимательства. Например, госзакупки продукции малого бизнеса в 2008 и 2009 г.г. составили 20% каждый год от объёма госзаказов, что в значительной степени поможет предпринимателям решить проблемы со сбытом продукции.
Из объема госзаказа в 2009г. в 4 трлн. рублей на долю малого бизнеса пришлось около 800 млрд. рублей, или 20% всего объема. В 2009 году произошли достаточно серьезные изменения в госзаказе и не только по объемам, но и по ключевым направлениям, по социальной сфере, по госзаказу приоритетных направлений и по участию малого бизнеса. На сегодняшний день произошел ряд серьезных изменений в нормативном регулировании госзакупок с целью повышения открытости и прозрачности получения госзаказа, будут предусмотрены дополнительные ценовые преференции для отечественного бизнеса, а также ряд мер по стимулированию спроса на продукцию малого бизнеса.[1]
Также к началу 2009 года отмечались очень хорошие перспективы, хотя работать этим предприятиям приходится в нелёгких условиях. Растерянность от резко изменившейся экономической ситуации владельцев малых и средних предприятий и фирм сменилась на оживление активной экономической деятельности в малом и среднем бизнесе.
Актуальность государственной поддержки малого и среднего бизнеса на сегодняшний день:
Во всех цивилизованных странах малый и средний бизнес является одним из основных двигателей экономики страны, в России также стали осознавать необходимость поддержки малого и среднего бизнеса. Именно поэтому решение проблем малого и среднего бизнеса в РФ происходит, в первую очередь, на государственном уровне.
Стоит не забывать о том, что активное развитие малых и средних предприятий поможет создать дополнительные рабочие места. А это в свою очередь будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственно, доходов государства.
Для того чтобы владелец малого предприятия мог закупить необходимое оборудование или пополнить основные фонды, правительство РФ разрабатывает программы помощи малому предпринимательству, благодаря которым предприниматели могут получать кредиты на льготных условиях.
Подробнее влияние государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса мы рассмотрим в следующих пунктах (пункт 2 и 3).
На региональном уровне во многих регионах нашей страны для решения проблем малого и среднего бизнеса создаются специализированные организации, которые оказывают консультационные услуги начинающим предпринимателям. В этих организациях начинающий предприниматель может получить необходимую информацию о лицензировании предприятия или сертификации товаров и услуг, помощь в организации учёта на предприятии, консультации юристов по различным аспектам деятельности малого и среднего бизнеса.
Проблема отсутствия помещения. Ещё одной проблемой, стоящей перед владельцем малого или среднего предприятия при открытии собственного дела, является отсутствие помещения. Для решения данной проблемы малого бизнеса создаются специальные территории (бизнес - инкубаторы), где владелец малого или среднего бизнеса может снять помещение под офис или производственные площади по низкой арендной ставке, если его бизнес соответствует определённым требованиям и т.п. Так, например, в городе Брянске под офисные помещения сдают номера в гостиницах. Нередко можно найти какой–нибудь офис и в торговых центрах нашего города. Существуют также и другие варианты помещений для снятия в аренду.
Финансовая помощь предприятиям малого и среднего бизнеса. По – мимо государства, малые и средние предприятия поддерживать пытаются и банки, которые предлагают кредиты для таких предприятий. К таким банкам относятся: Сбербанк РФ, Газпромбанк, Стройкредит и др.
Проблемы инновационных малых предприятий. Чтобы решить проблемы инновационного малого бизнеса в Москве и в регионах строятся технопарки, где созданы благоприятные условия для развития малый предприятий. Так же здесь могут находиться учебные заведения, в которых будут готовить квалифицированных специалистов в области инновационных технологий, а также выставочные помещения и конференц-залы, где можно проводить мероприятия, связанные с развитием малого и среднего бизнеса.
Кадровая проблема. Для решения данной проблемы в целом ряде учебных заведений начата подготовка управляющего персонала, работа которого, соответственно, будет направлена на увеличение эффективности работы малых предприятий.
Сейчас в условиях кризиса малый и средний бизнес проходит сквозь своеобразный фильтр. Преодолеть его и остаться на рынке смогут только те предприятия, которые способны вести гибкую политику, обладают серьёзными внутренними резервами, или способны с минимальным риском вывести свои малые и средние предприятия из кризисной ситуации.
Надо сказать, что именно в кризис очень важно точно рассчитать степень риска для вложения своих средств в новые проекты и использовать кризисные факторы такие, как избыток рабочей силы, несколько сниженные арендные ставки. Это позволяет снизить издержки на начало нового бизнеса и тем самым заложить фундамент будущего роста.
Стоит не забывать о том, что частный бизнес является своеобразным локомотивом экономики. То, насколько быстро малые и средние предприятия смогут побороть последствия кризиса, заметно скажется на подъёме всей экономики страны.
На сегодняшний день правительством РФ выработан комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса.
6 апреля 2009 года председатель Правительства РФ В.В. Путин выступил в Государственной Думе с отчётом Правительства РФ о результатах его деятельности за 2008 год. Он также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового финансового кризиса.
Рассмотрим меры, которые были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса[2]:
1. Будет сокращён перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации;
По наиболее распространённым видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела;
2. Субъекты федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15% до 5%;
В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства;
Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в 3и 4 года работы с момента их гос. регистрации;