Анализ сочетания внешних и внутренних факторов развития муниципального образования «Ардатовского района» позволяет сделать следующий прогноз:
- многоотраслевая структура экономики в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного развития конкурентоспособных отраслей;
- рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку района, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов;
- наличие памятников истории и культуры, рекреационных зон в сочетании с ростом туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости муниципального образования туристами и развития туристической инфраструктуры в городе.
В целом во внешней и внутренней среде района содержится значительный потенциал успешного развития. Поэтому деятельность всего сообщества и, особенно власти должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.
Проблемы и конкурентные преимущества социально-экономического развития муниципального образования
Оценка современного состояния экономики и социальной сферы (SWОТ-анализ) позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ муниципального образования «Ардатовского района», создающих условия для его социально-экономического развития:
наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;
удачное градостроительное решение застройки города, позволяющее расширить его границы без реконструкции и сноса;
высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитая транспортная система муниципального образования;
научно-образовательный комплекс учебных заведений;
наличие развитой финансово-кредитной системы;
наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;
туристическая привлекательность городской среды, его истории, архитектуры.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы района имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.
К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие района, можно отнести:
удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира;
недостаточность средств бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в развитие экономики муниципального образования;
недостаточный уровень материально-технической базы и обеспеченности квалифицированными кадрами;
высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;
неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;
низкая инвестиционная активность, в том числе в муниципальном секторе экономики;
недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития муниципального образования;
деформированная структура занятости – нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.
слабое использование туристского потенциала;
напряженная экологическая обстановка.
Для определения перспектив дальнейшего развития выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал муниципального бразования в ближайшие 10 лет:
пищевая и деревообратывающая промышленность;
потребительский рынок товаров и услуг;
стройиндустрия и жилищное строительство;
связь и информатизация;
научно-образовательный комплекс;
развитие туризма.
Ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования «Ардатовского района» на 2006–2016 годы являются органы управления администрации, учреждения и организации городского округа.
Координатором реализации мероприятий Программы выступает комитет экономики администрации муниципального образования «Ардатовского района». К функциям координатора относятся:
мониторинг реализации Программы;
подготовка отчетов о реализации Программы;
формирование годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управления администрации муниципального образования «Ардатовского района», ответственными за реализацию основных направлений программы;
координация работы по подготовке изменений и дополнений в Программу.
Принципиальная схема планового регулирования
развития муниципального образования
Реализация долгосрочного и среднесрочного планов социально-экономического развития муниципального образования «Ардатовского района» предполагает выполнение мероприятий, направленных на достижение поставленных в них целей и задач, посредством выполнения годового плана.
Годовой план социально-экономического развития муниципального образования «Ардатовского района» формируется координатором на основе бюджетных заявок, предоставляемых по каждому направлению социально-экономического развития исполнителями Программы, ответственными за реализацию ее основных направлений. Сроки предоставления и форма бюджетных заявок утверждается администрацией муниципального образования. Годовой план социально-экономического развития муниципального образования «Ардатовского района» рассматривается на заседании Коллегии администрации и утверждается Думой муниципального образования «Ардатовского района» одновременно с бюджетом муниципального образования «Ардатовского района» на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий среднесрочного плана из бюджета муниципального образования «Ардатовского района» осуществляется через его ответственных исполнителей, являющихся бюджетополучателями.
Мероприятия и индикаторы Программы могут ежегодно корректироваться с учетом результатов достижения поставленных целей и задач и выделяемых на ее реализацию средств. В течение периода реализации Программы в нее могут быть внесены изменения, дополнения, принято решение о досрочном прекращении выполнения. Ответственные исполнители программных мероприятий предоставляют документы, необходимые для вынесения на рассмотрение Думы в установленном порядке, координатору Программы на согласование.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Дума муниципального образования «Ардатовского района», Контрольно-счетная палата муниципального образования «Ардатовского района» в порядке, установленном нормативно-правовыми актами муниципального образования «Ардатовского района».