Общий обзор использования ресурсов ИС
Информационная система исследуемого предприятия может быть представлена:
· корпоративной информационной системой, позволяющей решать все задачи планирования, учета, анализа и контроля;
· совокупностью программных продуктов, частично интегрированных друг с другом.
Независимо от количества используемых программ, встречаются случаи, когда весь этот комплекс решений не только не повышает эффективность работы предприятия, а наоборот, увеличивает затраты, не принося ощутимой пользы. Наше предприятие ставит на первое место собственные разработки в структуре информационной системы. Как следствие, по мере увеличения количества задач, решаемых этим программным обеспечением, увеличивается и потребность в финансовых и трудовых ресурсах на обслуживание.
В последнее время были следующие выгоды от использования ИС:
· сокращение трудозатрат на ведение учета;
· глубокая аналитика и пригодность к анализу учетных данных;
· детальность обоснования управленческих решений;
· удобство и быстрота получения данных прошлых периодов;
· высокая скорость обработки данных;
· и другие.
Совокупность перечисленных выгод создает главный эффект информационной системы: повышение управляемости предприятия. Именно этот эффект дает наибольший прирост прибыли предприятия, именно ему необходимо уделять основное внимание.
Описание сильных и слабых сторон ИС и предложения по их улучшению
На предприятии существуют следующие сильные и слабые стороны ИС:
1) сильные стороны:
- новейшее программное обеспечение;
- ИС практически не имеет аналогов в России в данной отрасли;
- широкий спектр специалистов по обработке ИС.
2) слабые стороны:
- дорогостоящее обслуживание и обновление ПО
Как мы видим на данном предприятии нет отчетливых слабых сторон ИС.
В 2009 году планируется обновление программного обеспечения системы «Галактика», стоимость обновления составляет 50 тыс. долл. Это одновременно предполагает обязательное обучение персонала. Планируемые затраты на 2008-2010 годы представлены в таблице.
Таблица 4
Планируемые затраты на 2008-2010
Вид затрат |
2008 |
2009 |
2010 |
Затраты на технические средства |
50 |
55 |
60 |
Затраты на программные средства |
50 |
55 |
60 |
Расходы на техническое обслуживание |
40 |
45 |
50 |
Затраты на обучение персонала |
15 |
20 |
30 |
Затраты на заработную плату персонала |
500 |
450 |
400 |
Прочие расходы |
12 |
15 |
20 |
Итого |
667 |
640 |
620 |
Как видно из таблицы, затраты с каждым годом сокращаются. Это происходит в результате сокращения затрат на заработную плату персонала.
Система расчета на ОИ (приведенных к конечному пользователю) включает в себя:
- приведенные затраты на ОИ по каждой сфере деятельности;
- сопоставление фактических вычислительных затрат на ОИ и потребного процессорного времени;
- другие подобные сравнения для установления справедливости затрат на ОИ с достигаемой производительностью.
Приведенные затраты на ОИ по каждой сфере деятельности в 2007 году представлены в таблице.
Таблица 5
Затраты на ОИ по каждой сфере деятельности в 2007 году
Сфера деятельности |
Сумма затрат, тыс. долл. |
Количество пользователей |
Приведенные затраты, долл./чел. |
Производство продукции |
98 |
139 |
356 |
Сбыт продукции |
43 |
178 |
256 |
Логистика |
35 |
150 |
243 |
Управление |
13 |
25 |
546 |
Прочая деятельность |
78 |
167 |
294 |
Итого |
267 |
659 |
456 |
Таким образом, наибольшие затраты приходятся на пользователей системы «Галактика», занятых на производстве. Это связано с определенными сложностями производственного процесса.
Сопоставление фактических вычислительных затрат на ОИ и потребного процессорного времени, проведенное на предприятии, показало, что с внедрением системы «Галактика» затраты на обработку единицы информации сократились в 1,5 раза. В связи с этим были пересмотрены нормативы времени. Это вызвало сокращение штата персонала предприятия.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что затраты на внедрение системы «Галактика» небольшие по отношению к общим затратам на предприятии, затраты времени на обработку информации сократились и функции системы позволяют проводить больше операций при обработке данных.