Исследования показывают, что на ранних стадиях жизненного цикла объектов формируются стратегич. (будущие параметры) этих объектов, с другой – траты на формирование параметров в сотни-тысячи раз меньше затрат на их разработку, проектирование, изготовление, строительство и эксплуатацию. Одновременно, рубль, вложенный в прогнозирование и оптимизацию стратегических параметров объектов, на последующих стадиях жизненного цикла дает эконом. Эффект, в сотни – тысячи раз превышающий первоначальные затраты. Для оптимизации стратегических параметров по большинству объектов (кроме биологических систем) необходимо анализировать механизм действия экономических законов и законов организации, применять научные подходы принципы, современные методы и модели анализа, прогнозирования и оптимизации.
В условиях рыночной экономики качество управленческих решений в области стратегического планирования значительно выше, чем в условиях плановой экономики. Чтобы удержать свои позиции или отвоевать новые сегменты рынка в условиях жесткой конкуренции, ведущие фирмы мира одновременно уделяют внимание всем факторам конкурентоспособности. А для реализации такого подхода необходимо повышать качество стратегического планирования.
В методическом плане в этом направлении Междунарожной организацией по стандартизации уже сделан 1-ый шаг: в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 по системам качества 1стадиейжизненного цикла товара (ЖЦТ) является МАРКЕТИНГ, след. стадия – НИОКР.
Анализ структуры затрат за ЖЦТ показывает, что за 10 лет эксплуатации автомобиля затраты в этой сфере примерно в 20 раз больше производственных затрат. Затраты на разработку автомобиля составляют всего 0,5% от совокупных затрат за ЖЦТ. Отечественные автомобили уступают лучшим зарубежным по расходу топлива на единицу полезного эффекта, показателям экологичности, экономичности,сохраняемости,комфортности, патентоспособности, условиям эксплуатации и восстановления. Нашим автостроителям следует увеличить долю затрат на стратегический маркетинг и НИОКР для применения соврем. Подходов и методов менеджмента и повышения конкурентоспособности наших автомобилей. Необходимо проводить работы по СМ в самом начале пути, ОТБИРАТЬ ИЗ МНОЖЕСТВА ВАРИАНТОВ ОПТИМАЛЬНЫЙ.
По времени перечисленные выше виды работ (прогноз потребностей, сегмен. рынка, анализ конкурентов, нормирование , управление конкурентностью) должны быть ПЕРЕД ПЛАНИРОВАНИЕМ, остальные общие функции – организация процессов, учет, контроль, мотивация, регулирование). Следует, что качество последующих планов определяется качеством работ по стратегическому маркетингу: Разработанные на стадии СМ позиции конкурентоспособности неверные – планы будут недейственными.
Усиление конкуренции заставит большинство компаний мира выполнять работы по стратегическому маркетингу в полном объеме. Мы убеждены в том, что надо начинать применять на практике разработанную нами теорию СМ.»[1]
«Философия маркетинга проста: производитель должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт, и получение фирмой намеченного уровня рентабельности и массы прибыли…Маркетинг - это система управления, имеющая свои принципы, функции, структуры, нормативные и правовые акты.
· Основополагающим принципом М является обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегий функционирования развития фирмы, > нахождение наиболее эффектного сочетания производства новейшей продукции с продукцией, уже выпускаемой или модернизируемой, а также предназначенной к снятию с производства.
· Принципом М является комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия, выработка путей достижения ЦЦ, что становится реальным только в результате разработки программ М по продукту и по хозяйственной организации в целом. Методы разработки таких программ требуют ориентации на максимальное использование потенциальных возможностей и резервов П (произ-ва).
Учитывая вышеизложенное, вполне правомерно рассматривать М как функцию внутрифирменного У, назначение которой состоит , чтобы обеспечить деятельность фирмы исходя из всестороннего, глубокого изучения и тщательного учета рыночного СПРОСА, ПОТРЕБНОСТЕЙ и ТРЕБОВАНИЙ конкретных потребителей к продукту, чтобы стало реально возможным получение наивысших результатов - МАКСИМАЛЬНОЙ И УСТОЙЧИВОЙ ПРИБЫЛИ».[2]
ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
1. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ |
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ,СПРОСА, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА |
3. АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ |
4. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ НА ОСНОВЕ ИХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ |
5. ОЦЕНКА РЕАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ |
6. НОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ (ОО) |
«Нормирование– анализ состояния параметров объекта нормирования.
Норма – максимально/минимально допустимое значение параметра объекта управления.
Норматив – поэлементная составляющая нормы.
Методами нормирования являются: рачетно-аналитические методы (нормативный метод, параметрический, опытно-статистический, экспериментальный, индексный, метод экстраполяции, сравнения и др. подобные им методы), экспертные методы (применяется когда невозможно выделить один главный параметр или когда между позициями конкурентоспособности объекта и его параметрами невозможно установить функциональные зависимости) и метод фактрного анализа. Рассмотрим метод факторного анализа.
Факторный анализ - процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы затрат, производительность труда и т.д.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Проводится в следующей последовательности:
Обоснование объекта анализа, постановка цели.