1) скользящий график: работать полный рабочий день, но менять время начала, окончания работы, а также время и продолжительность обеденного перерыва;
2) гибкий цикл: начало и конец рабочего дня выбираются работником, но работа по выбранному расписанию должна осуще ствляться в течение определенного периода (неделя, месяц, квартал);
3) переменный день: рабочие дни могут быть меньше или больше 8 часов, но неделя должна быть продолжительностью в 40 часов;
4) гибкое размещение: можно менять не только часы, но и месторасположение работы (в офисе, библиотеке, филиале, дома).
Применение гибкого рабочего времени приводит к:
- росту производительности труда;
- установлению климата доверия и сотрудничества;
- снижению текучести кадров;
- росту удовлетворенности трудом;
-повышению эффективности использования "присутственного времени";
- снижению затрат на мотивацию и создание порядка;
- координации работы с "биологическими часами" работников. Однако ГРВ приводит к увеличению затрат на обслуживание помещений из-за роста общего рабочего дня (обогрев, освещение, охрана).
Другим элементом организации труда является организация рабочего места.
Создание необходимых условий труда включает следующие мероприятия:
1) оснащение рабочих мест мебелью;
2) оснащение необходимой оргтехникой, оборудованием и средствами связи;
3) поддержание нормальных условий окружающей среды;
4} поддержание безопасности труда, снижение риска ущерба здоровью.
Оптимальная температура в помещениях должна быть +(20-22)°С, влажность 45-55%, освещенность 300 лк, уровень шума не более 60 дб.
Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации труда.
Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения работников различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой функции.
Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам работ.
Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения информации и материальных потоков.
Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника в течение рабочего дня и по периодам производства.
Понимание процесса стимулирования труда (мотивации) и того, как индивиды делают выбор в процессе организации своего или группового поведения, позволяет вырабатывать более эффективную систему воздействия на них со стороны руководителя. В этой связи целесообразно остановиться более подробно на отличительных особенностях мотивационных установок работников, методах воздействии и регулирования поведения индивидов в соответствии с целями организации.
Особое внимание необходимо сосредоточить на взаимосвязи между удовлетворенностью персонала: работой и производительностью их труда с учетом критериев эффективности деятельности организации и группы, а также изучить структуру стимулов современной организации, роль денег как стимулирующего фактора.
Мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул - это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.
Методы экономического стимулирования работников в целях совершенствования системы стимулирования персонала в целом:
· непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника в организации;
· заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
· отсутствие «потолка» для премий, основанных на участии в прибылях;
· соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех конкретного проекта;
· ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;
· жесткая схема начисления премий, включающая только три категории оценок результатов работы для каждого работника (хорошо, удовлетворительно, плохо), рейтинг работы;
· каждая премия вручается непосредственным начальником и сопровождается беседой и поздравлениями;
· с работниками, не получившими премии, беседа по поводу основания для лишения премии проводится обязательно и наедине;
· не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы;
· лучше не премировать вообще никого;
· плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и ни каким образом;
· никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен.
Когда на фирме организован и слаженно функционирует маркетинговый отдел. В целях совершенствования системы стимулирования к существующим экономическим методам стимулирования необходимо установить следующие:
1. система вознаграждения и стимулирования работников: должна включать шкалу возрастающих выплат по достижении больших объемов продаж в процентах; в случаях зарабатывания кем-либо из агентов больших денег, не следует менять шкалу. Практика изменения к худшему хорошо знакома российским работникам и доверие к фирме может быть потеряно;
2. лучшие (или все) торговые агенты (или работники сходной по характеру деятельности) должны получить долю в прибыли, чтобы чувствовать личную ответственность за работу и приобрести образ мышления совладельца фирмы;
3. не следует повышать в должности лучших торговых агентов, так как: хороший агент – это состояние души, и смена деятельности сделает его ненужным балластом для фирмы и невротиком, постоянно испытывающим чувство глубокого морального неудовлетворения;
4. внедрять ненормированный рабочий день. Это позволит приспособить свой рабочий ритм к обмену веществ в своем организме и выдавать гораздо более эффективные результаты, нежели при обычной занятости.
Помимо премиальной системы должна существовать система регулярного пересмотра зарплат в два этапа: на первом — заплаты пересматривает коллектив, на втором — руководитель. При желании последнего и с согласия коллектива этапы можно поменять местами.
Согласно теории А. Маслоу, экономические методы мотивации работников действуют с большой отдачей до определенного времени, затем, по мере удовлетворения физиологических потребностей наступает «очередь» удовлетворения социальных потребностей. Поэтому для эффективной мотивации одних экономических методов стимулирования недостаточно. Следует внедрять организационно-административные и социально-психологические методы.
С учетом сложившейся организационной культуры и стиля руководства наиболее действенными и приемлемыми для стимулирования работников фирмы являются следующие организационно-административные методы: