1) обеспечение фирмы рабочей силой;
2) развитие работников, повышение их квалификации, аттестация;
3) стимулирование труда работников и совершенствование техники безопасности их труда;
4) реализация социальных программ.
Главной особенностью труда управленческого персонала кадровой службы является его информационно-аналитический характер. Коммуникации кадровой службы делятся на внешние и внутренние, причем они могут быть формальными и неформальными. Кадровая служба контактирует с социальными службами региона, учебными заведениями, службами занятости, средствами массовой информации. Внутри фирмы коммуникации могут быть организационными и межличностными. Кадровая служба занимается обработкой кадровой информации, которая необходима при принятии управленческих решений на фирме.
Внутри фирмы в кадровом менеджменте используются следующие виды документов и сообщений:
- результаты тестирования и вводной беседы при найме на работу;
- результаты аттестаций работников;
- программы внутрифирменной ориентации (информация о вакансиях);
- показатели производительности труда;
- информация об участии в прибыли, о вознаграждениях, дополнительных выплатах;
- информация о травматизме, профессиональных болезнях, несчастных случаях;
- жалобы, заявлений работников;
- информация о нарушениях трудовой дисциплины;
- информация о социальных программах.
Технологии кадрового менеджмента включает в себя следующие направления деятельности:
· Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат.
· Набор персонала:создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
· Отбор:оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
· Определение заработной платы и компенсации:разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
· Профориентация и адаптация:введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
· Обучение:разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения.
· Оценка трудовой деятельности:разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
· Повышение, понижение, перевод, увольнение:разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
· Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе:разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
· Трудовые отношения:осуществление переговоров по заключению коллективных договоров.
· Занятость:разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.
Глава 2. Стимулирование труда работников фирмы.
Организация труда - это система мер, обеспечивающих наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов для повышения производительности труда и мотивации работников.
Труд должен приносить благо не только фирме, но и удовлетворение работникам.
Удовлетворение трудом определяется через ощущение работником своей значимости, через чувство ответственности за свои поступки.
Все это формирует качество трудовой жизни, которое характеризуется следующими категориями:
1. Объемом труда, т.е. количеством выполняемых работником функций (операций) и частотой их повторения.
Более предпочтительным является труд, когда число выполняемых функций значительно, а частота повторения - низкая, что делает труд менее монотонным и более интересным. Для этого используют ротацию кадров, совмещение нескольких функций работников, поощрение инициативы и предприимчивости.
2. Содержанием труда - характеризует возможность работника осуществлять различные варианты выполнения работы ("завтра иначе, чем сегодня").
Содержание труда можно оценить с помощью "фотографии рабочего времени", а также диагностики рабочего места. В первом случае выявляются содержание выполняемых функций и структура затрат времени на каждую из них, а во втором случае анализируют состояние рабочего места с целью улучшения организации труда работника.
Для проведения анализа рабочего места используется несколько способов в комплексе:
а) метод наблюдения (часто скрытого), который применим при анализе ручного, стандартизированного труда;
б) метод интервью, который позволяет получить представление о рабочем месте со слов самого работника (что часто приводит к субъективной оценке);
в) метод анкетирования проводится на основе анкет, содержащих набор вопросов относительно рабочего места, производственного процесса и условий труда, причем вопросы в основном поставлены так, что требуют кратких ответов (закрытые вопросы), но есть и несколько открытых вопросов, которые дают возможность работнику более полно охарактеризовать свое рабочее место;
г) метод анализа должностных обязанностей – самофотография или фотография рабочего процесса по дням. Использование этих методов позволяет определить: цели рабочего процесса, методы выполнения работ, используемое оборудование, выполняемые обязанности, навыки и опыт, психологический климат, безопасность труда, результаты труда.
Заключительным этапом диагностики рабочего места является проектирование рабочего места- создание структуры элементов рабочего места для работника конкретной специальности (профиля).
В результате проектирования рабочего места корректируются должностные инструкции, которые устанавливают обязанности, права и ответственность работников на определенном рабочем месте.
Кроме этого в должностной инструкции оговариваются условия труда и занятости, т.е. режим труда.
3. Режимом труда, который предусматривает определенный график работы и отпуска.
На режим труда могут оказывать влияние уровень безработицы, трудовое законодательство, восприятие и настрой работников, климатические условия (сиеста в Испании), роль профсоюзов.
Стандартный режим труда, как известно, 40 часов в неделю, с 9 до 19 с одночасовым обеденным перерывом, с двумя выходными днями. У такого режима труда есть определенные преимущества:
1. Возможность межфирменного взаимодействия.
2. Социальное равенство работников.
3. Легкость управления (все на местах).
На многих фирмах применяется режим гибкого рабочего времени (ГРВ), при этом возможны варианты:
а) ежедневный выбор начала и окончания работы;
б) переменная продолжительность рабочего дня;
в) до обеда - все на рабочих местах, а после обеда: а) или б).
Поэтому на фирмах, применяющих ГРВ, могут быть следующие режимы труда: