ВВЕДЕНИЕ
«Редко, если вообще когда-либо,
какой-нибудь новый основной институт
так быстро доказывал свою необходимость,
и ещё реже какой-нибудь другой институт
или новая руководящая группа возникали
так быстро, как развивался менеджмент
с начала нынешнего столетия»
Питер Друкер
Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова – Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они казалось бы за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном - в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.
Во все времена и у всех народов роль руководителя любого уровня управления и любой сферы деятельности была, есть и будет определяющей в достижении цели с наименьшими затратами времени и ресурсов. Такими руководителями не только рождаются, но и становятся. Как стать таком руководителем? Что в себе нужно развивать, над чем работать? Этому посвящена моя курсовая работа.
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».
Часто в нескольких словах сказано
Больше, чем в длинной тираде.
Томас Харди.
Само понятие management в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей» появилось с началом промышленной революции XVII – XIX в Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент.
Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
После продолжительных дебатов в специальной управленческой литературе английский термин «менеджмент» и русский «управление» рассматриваются как тождественные, взаимозаменяемые. Ряд исследователей считает, что «такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания». В качестве доказательства приводят шесть подходов к определению сущности и роли управления и менеджмента:
· Искусство (практика) выполнения работы;
· Наука (область человеческого знания);
· Функция (вид деятельности);
· Процесс;
· Люди, управляющие организацией;
· Орган или аппарат управления.
В подтверждение данных подходов можно привести определение Питера Дракера: «Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производственную группу». А теперь рассмотрим термин «руководство». «Руководство – это основная функция руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели».
В эффективной работе предприятия традиционно важную роль играет руководитель. Опыт последних лет показал, что практически в одинаковых экономических и социальных условиях одни предприятия не только выжили, но и успешно развиваются, а другие оказались несостоятельными и переживают тяжелейший кризис. Анализ состояния этих предприятий показал, что в значительной степени судьба предприятия находилась и до сих пор находится в руках его руководителя.
Руководитель – это работник, отвечающий за конкретный хозяйственный объект или комплексную программу, имеющий в своем подчинении коллектив сотрудников и наделенный необходимыми правами и полномочиями принимать управленческие решения и нести за последствия их реализации ответственность.
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы:
1. Показать сферу деятельности руководителя.
2. Дать представление о становлении руководства как науки, ознакомиться с вкладом основоположников менеджмента в науку управления и руководства, показать зарождение науки руководства в России.
3. Показать различные стили управления и руководства.
4. Рассмотреть различные классификации функций руководителя.
5. Показать различные планы стратегического руководства
РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В условиях рыночных отношений и конкуренции с отечественными и зарубежными фирмами руководители должны все больше приобретать роль лидеров, хозяйственников-профессионалов и овладевать опытом решения практических задач развития и совершенствования объектов предпринимательства. Для этого необходимо уметь повернуть людей к новым проблемам, реализовать возможности «человеческого фактора», организовать полнокровную жизнь коллективов, поддерживать дух творчества и предприимчивости, искать нетрадиционные пути решения проблем, передавая свои убеждения подчиненнным.
Руководитель, понимая, что его ошибки могут нанести непоправимый ущерб людям, должен обладать аналитическим мышлением, знать как организовать, подготовить , рассчитать варианты, и выбрать наиболее подходящий и эффективный подход, балансируя на грани риска, проводя в жизнь принятые решения. Для руководителя большое значение имеют личные качества, организаторские способности, опыт, навыки. Используя эти факторы, руководитель должен:
- добиться того, чтобы люди действовали вместе, используя сильные стороны и устраняя слабые;
- определить для предприятия простые, четкие, объединяющие работников цели, легко воспринимаемые и знакомые всем;
- построить такую организацию, которая позволяет своим членам расти, развиваться и изменяться путем постоянного обучения и повышения квалификации;
- понимать личную ответственность за порученное дело;
- обеспечить выполнение основных показателей производственной деятельности;
- помнить, что конечным результатом работы предприятия явяляется довольный клиент.
Управленческий талант – это не менее важная часть национального богатства страны, чем самые дорогие полезные ископаемые, но разница в том, что если какое-то месторождение не открыто и не разрабатывается, то оно сохраняется неизменным до лучших времен, а невостребованный талант руководителя теряется безвозвратно.
Никакая теория, программа или
Правительственная политика не
Могут сделать предприятие успешным;
это могут сделать только люди …
Человек, который занимал руководящий пост и был облечен доверием, покрывает себя позором, если обманывает