Методика 3 (Приложение 3)
Тест на оценку самоконтроля в общении
Тест разработан американским ученым М. Снайдером.
Цель: определение коммуникабельности и умение управлять выражением своих эмоций в коллективе.
Форма проведения: индивидуальная.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 5.
Таблица 5
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса | Ключерев С.А. | Аникина Н.В. | Смирнов О.Б. | Серебров А.А. | Кубышка И.А. | Мусихина О.Н. | Нуйя А.А. |
1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
3 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
4 |
Н |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
В |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
7 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
8 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого | 4 | 3 | 7 | 7 | 5 | 4 | 1 |
По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике можно сказать, что:
1) 0-3 балла – Аникина Н.В., Нуйя А.А. – люди с низким коммуникативным контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейные.
2) 4-6 баллов – Ключерев С.А., Кубышка И.А., Мусихина О.Н. - люди со средним коммуникативным контролем, искренние, но не сдержанные в эмоциональных проявлениях.
3) 7-10 баллов – Смирнов О.Б., Серебров А.А. - люди с высоким коммуникативным контролем, легко входящими в любую роль и робко реагирующие не изменения ситуаций.
Для наглядности результаты исследования данной методики оформим в диаграмму (Рис. 16).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 16
На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива.
Формирующий эксперимент
Второй этап проводился в период с 01.10.2004г по 01.12.2004г (формирующий эксперимент).
Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.
Содержание игры - это всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.
Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения в коллективе. Люди учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.
После каждого из проведенных занятий с использованием игр не надо беседовать с людьми, чтобы выявить положительную реакцию. Можно сразу сказать, что такие занятия пробуждают острое желание включаться в предложенную деятельность.
На втором этапе (формирующий эксперимент), который проводился в период с 01.10.2004 по 01.12.2004 г. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».