рефераты по менеджменту

Способы решения проблемы "агента и принципала"

Страница
1

роблема принципала и агента – угроза манипулирования принципала агентом, при выполнении поручений первого. Введение принципала в заблуждение за счет ассиметричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента.[1]

Агенты рассматриваются как субъекты, стремящиеся к отлыниванию, «т.е. их стремления максимизировать свою полезность несмотря принятые при подписании контракта обязательства, удовлетвориться неким фиксированным уровнем полезности.»[2]

Принципал, в свою очередь, здесь тоже рассматривается как субъект, стремящийся к отлыниванию, т.е. удовлетворению минимально необходимым уровнем затрат для достижения относительно максимального уровня эффективности агентов.

В теме «проблема принципала-агента» я бы выделил две основных проблемы.

I. Проблема снижения издержек контроля над деятельностью агента.

Проблема ассиметричности информации.

Поскольку чёткого трактовки весьма общих понятий “агент” и “принципал” достичь по данному вопросу достаточно сложно, автор хотел бы иногда разделять понятие “принципал” на понятие “руководитель” и понятие “собственник”, а так же понятие “агент” на понятия “управляющий”, “подчиненный” и “работник”, чтобы избежать разночтений.

Проблема снижения издержек контроля над деятельностью агента.

«Рост размера фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов».[3]

Затраты могут иметь вид как материальных, фактических затрат(например, в виде заработной платы агентам, являющихся принципалами по отношению к нижестоящим агентам – т.е. платы «подчинённым», контролирующим «работников»), так и вид нематериальных, например, интеллектуальных затрат самого принципала по нахождению наиболее действенных и дешевых способов стимулирования агентов и увеличения эффективности их деятельности.

Так же, затраты могут носить как единовременный характер(выработка авторитета руководителя, создание регламентированного предписания для работников, подчиненных и управляющего), так и периодический(изучение и анализ динамики продуктивности деятельности отдельных агентов по окончании отчетного периода – как иллюстрация нематериальных периодических затрат).

Задача принципала, как руководителя, здесь заключается в управлении предельными затратами на контроль за действиями агентов в каждой области, а так же в эффективном распределении имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Схема затрат принципала по контролю за деятельностью агентов.

Ресурсы

Виноска 1 (без меж): Краткосрочные, периодические затраты
Подвійні фігурні дужки: -Угроза	-Премия
-Одобрение	-% вознаграждение
-Компетентность принципала и др.	 и др.
Виноска 1 (без меж): Долгосрочные и единовременные затраты
Подвійні фігурні дужки: -Авторитет	-Создание автоматизированной
-Налаживание неформальных 	 системы контроля и др.
 отношений с агентом и др.

Основоположниками теории организации считаются Ф.Тейлор, Г.Файоль, М.Вебер.

Научный менеджмент Ф.Тейлора.

«Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния»[4] - основные задачи руководителя по мнению Тейлора.

По убеждению Тейлора, рабочие от природы ленивы и не в состоянии сами рационально организовать свой труд. Сложнейшую функцию организации производства способно выполнять только руководство, которое может обеспечить максимальную стандартизацию всей деятельности рабочего на предприятии.

С учетом современной рыночной ситуации, здесь следует сделать поправку и использовать это утверждение как истинное при

1. фиксированной оплате агентского труда;

2. определении рабочих как «работников», а руководства как «руководителей»;

3. рассмотрении отношений «1руководитель-1работник», т.е. линейной организационной системы.

Тейлор активно выступал против групповых, артельных форм организации труда. «При работе большими артелями индивидуальная производительность каждого отдельного человека неизбежно падает до уровня самого худшего рабочего во всей артели и даже ниже этого уровня».[5]

В качестве обобщения, необходимо отметить, что Ф.Тейлор явился пионером в области разделения труда в сфере управления и выделил элемент менеджмента как неотъемлемую часть, необходимую для функционирования организации. А так же определил управленца как профессионального работника с определенными функциями и задачами, по планированию и контролю за деятельностью агентов.

Внедрение тейлоровской системы функционального руководства значительно усложнило работу мастеров и бригадиров, наделив их многими функциями, ранее не входившими в сферу их компетенции, с одной стороны, и увеличила, тем самым, производительность труда «работников» в несколько раз, с другой.

Иными словами, меньшее количество работников могло теперь выполнять тот же объем работы без потери качества, за счет увеличения интеллектуальных затрат мастеров и бригадиров(принципалов).

Тем самым Ф.Тейлор показал эффективность использования нематериальных ресурсов принципала, для снижения издержек контроля над деятельностью агента и повышения эффективности деятельности последнего.

Проблема ассиметричности информации в отношениях «принципал-агент».

Хотя по классической теории менеджмента Тейлора и решались проблемы повышения эффективности деятельности работников и подчиненных, проблема ассиметричности оставалась открытой.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту