рефераты по менеджменту

Социально-экономические аспекты политики Генри Форда в корпорации "Ford Motor Company" в 1914-45 гг.

Страница
7

Социальная политика времен Великой депрессии.

После 1920 г. в компании воцарился новый порядок отношения к рабочему. Патерналистский метод был забыт, огромные темпы роста компании привели к тому, что теперь работника легче и дешевле стало уволить, нежели разбираться в его проблемах. У ворот предприятия всегда толпились люди, желавшие устроиться на завод. Детройт из провинциального городишки превратился в огромный промышленный мегаполис и проблема нехватки рабочей силы не стояла, квалификации от рабочих не требовалось. Рост Детройта был обусловлен концентрацией высокотехнологичных предприятий, прежде всего автомобилестроительных. Уровень урбанизации всего штата Мичиган вырос с 39% в 1900 г. до 68% в 1930 г., и не в последнюю очередь благодаря деятельности Генри Форда.[25] Ценность рабочего, в связи с увеличением бедной части населения, упала до минимума. Такое положение дел препятствовало развитию деятельности рабочего движения. Любые попытки рабочей инициативы, не связанной непосредственно с производством, резко подавлялись, рабочие увольнялись за любую малейшую провинность.

Смена ориентации политики Форда во времена Великой депрессии.

После паники на Нью-йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. пришел конец относительного процветания всей американской экономики. Кризис не мог обойти стороной и «Ford Motor Company», однако понесенные ею убытки не шли ни в какое сравнение с убытками других автомобильных предприятий, и являли собой пример устойчивости предприятия, которое не было интегрировано в общую банковско-рыночную систему США и не имела никаких отношений с фондовой биржей. За четыре года кризиса промышленное производство автомобилей сократилось на 81%, тогда как промышленное производство в целом сократилось лишь на 46%. [26] За аналогичный период (1929-1933 гг.) производство компании Форда упало всего лишь на 23%.[27]

Очевидно, что корпорация «Ford Motor Company» перенесла период «Великой депрессии» гораздо легче, чем другие автомобильные предприятия, даже несмотря на то, что автомобильная промышленность первой приняла удар кризиса на себя и понесла первые огромные потери. Не в последнюю очередь не провалится в долговую яму Форду помогла его социальная политика, подкрепленная значительными наличными сбережениями.

И если удержать на уровне производство, а главное ─ сбыт, удалось лишь благодаря техническим возможностям, снижением цен на товар и логичной политике продаж, то сократить издержки производства и понести небольшие, по сравнению с остальными компаниями убытки, помогли драж, то сократить издержки производства и понести небольшие, по сравнению с остальными компаниями убытки коновские меры по отношению к персоналу, речь о которых пойдет далее.

С момента паники на бирже вплоть до выбора президентом США Франклина Рузвельта и реформ «ста дней», воплощению в жизнь «нового курса», в США не имелось законодательных актов, регулирующих трудовые отношения.[28] Исходя из этого, можно сказать, что действия менеджеров в отношении работника были ничем не ограничены. Положение рядового сотрудника еще более усугублялось из-за высочайшего уровня безработицы, ценность рабочей силы упала практически до нуля.

Сначала высшее руководство компании даже не обратило внимания на ситуацию на финансовом рынке. Акций «Ford Motor Company» в свободной продаже не было, продавались лишь мелкие пакеты подконтрольных корпорации отделов и подразделений. Недальновидность Генри Форда заключалась в его ошибочном понимании различий между финансовым и промышленным капиталом, а также в представлении о невозможности влияния первого на второе. [29]

Мнение о том, что выпускать товаров нужно столько, сколько люди могут купить по разумной цене, и спрос сам урегулирует предложение в любом случае, даже в условиях кризиса, [30] разрушилось, когда продажи упали с 1.431.574 автомобилей в 1930 г. до 731.601 в 1931 г. и дальше продолжали резко падать. [31] Необходимость кардинальных изменений управления и сокращения издержек производства стали явными.

Первым шагом явился пересмотр всего кадрового состава и начало увольнения рабочих. Делалось это несколькими способами. Либо рабочий получал уведомление о том, что компания больше не нуждается в его услугах, либо получал извещение, в котором говорилось о том, что на работу ходить больше нет необходимости, но за рабочим закреплялось место, и по первому требованию он обязан был явиться на завод. Был и третий способ, при котором рабочего просто увольняли, подобрав любую возможную и невозможную причину. Например, известны случаи увольнения за преждевременное «вытирание рук до окончания смены», либо за «обмен фразами между рабочими». Квалифицированных специалистов в один момент увольняли и тут же принимали на прежнюю работу, но уже не на полную ставку, с гораздо меньшей оплатой. [32] Также рабочего могли «временно отстранить от работы», с сохранением его имени в табели работников, но без права устроиться на другие предприятия.

Увольнение рабочих стало массовым процессом, рабочая неделя была сокращена до 3-4 дней, увеличилась и без того высокая интенсивность труда. На заводе вдруг резко приобрел силу человек, который документально не имел никакой власти на производстве, но на деле же этот сотрудник имел положение выше, чем все остальные менеджеры компании. Гарри Беннет, бывший моряк с сомнительной репутацией, начал служить в компании еще в 1916 г., когда Генри Форд строил завод на реке Руж и искал человека, который мог решить проблемы обеспечения безопасности строительства и будущего производства. Попав в приемную Форда абсолютно случайно и произведя на него сильное впечатления Гарри, на предложение о работе в системе безопасности компании, высказал Генри пожелание «работать не на компанию, а лично на него». [33] Постепенно моряк сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые обеспечивали безопасность не только предприятия, но и личной охраны Генри Форда, его семьи. Таким образом, к 1930-м годам Гарри Беннет имел непосредственное влияние на Генри Форда, и автопромышленник абсолютно доверял ему, это доверие было гораздо шире, чем получали остальные соратники Форда. С ухудшением положения рабочих и производства во времена депрессии Беннет создает новую систему надзора, контроля и наказания в «Ford Motor Company», группируя около себя откровенных бандитов, которые объясняли провинившимся или выделившимся на общем фоне рабочим что к чему, используя зачастую незаконные меры. На предприятии работает развитая шпионская сеть, которая следит за всеми сотрудниками, отмечая неугодных, и отдает их на перемол системе.

Однако, подобная обстановка дел помогала снизить вероятность отрицательного влияния негативных настроений рабочих на производство. Надзор и расправы со стороны Гарри Беннета не давали рабочим возможности объединится, организоваться и прийти к общему решению. О деятельности профсоюзов на предприятии и речи идти не могло. Рабочие были вынуждены собираться во внерабочее время на нейтральной территории, соблюдая полную конспирацию, чтобы завербованные Беннетом сотрудники не смогли доложить ему о подобного рода деятельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту