Роман о фордовской Америке «Автомобильный король» Эптона Синклера – послужил замечательным источником для данной работы. Автор проводит две жизненных параллели - Генри Форда и одного из его работников - Эбнера Шатта. Данное сочинение помогает наиболее объемно понять положение дел в компании Форда и отражение всех процессов, проходивших в компании на примере отдельно взятого человека и его семьи. Эптон Синклер беспристрастно подходит к вопросу. И несмотря на то, что он лично был знаком с Генри Фордом, автор не пытается возвеличить промышленника, либо скрыть какие-либо неприятные факты. В свое время, после выхода в свет этой книги в 1937 г. этот роман назвали «разоблачением политики Генри Форда», а советская цензура определила его как «социальный роман-памфлет об индустриальных королях Америки».
Работа профессионального фордиста Бориса Михайловича Шпотова «Генри Форд: жизнь и бизнес» явились бесценным источником для написания данной курсовой. В состав книги, помимо собственно работы автора, входит множество документов из различных архивов, которые несли в себе бесценные данные о том или ином явлении, происходившем в компании. Высокопрофессиональное мнение Шпотова о многих аспектах политики Генри Форда также помогло составить наиболее полное представление об изучаемом вопросе.
«История экономики» Вощановой и Годзиной помогли сопоставить обстановку в компании «Ford Motor» со всеобщей ситуацией в мировой экономике. «Мир в XX веке» Сороко-Цюпы, Смирнова и Строганова помог рассмотреть борьбу профсоюзов в компании Форда и сопоставить ее с общей обстановкой дел в экономике США и «новым курсом» Рузвельта.
Данные американского энциклопедического издания «Encyclopedia Americana International Edition» помогли понять и рассмотреть картину событий полностью, с помощью подробных статистических данных, приведенных в этом издании.
12 января 1914 года в штаб-квартире «Ford Motor Company» было официально объявлено о введении абсолютно новой, небывалой ранее системе оплаты труда. Программа «пять долларов за рабочий день», как окрестили ее современники, включала в себя ряд социальных предприятий, выходивших за рамки лишь повышения заработной платы. По сути это широкая программа материального стимулирования, социального обустройства и управления рабочими.
Программа «разделения прибылей» (profit sharing), получившая название программы «пяти долларов за рабочий день», стала качественно новым шагом в эволюции социальной политики американских компаний. Наибольший интерес представляет то обстоятельство, что на момент своего появления, программа «пять долларов за рабочий день» не была обусловлена ни социальной, ни экономической необходимостью, а появилась по прихоти одного человека, опережающего время. Ввод этой системы отражал общую направленность социальной политики «Ford Motor Company», которая стремилась улучшить положение рабочих. Подобная система, и ряд других либеральных свойств компании (работа инвалидов, тяжелобольных, слепых, принятие на работу людей всех национальностей) предотвратила массовые недовольства рабочих, столь широко распространившихся позже, в 20-х годах, и максимально оттянула время появления фордовского профсоюза, в котором рабочие, до определенного момента просто не испытывали необходимости.
Высшее управление «Ford Motor Company» представляло новую систему, как программу повышения благосостояния рабочего, восстановления справедливости разделения прибылей, которые приносило предприятие. Наивысшая цель проявляемой заботы объяснялась «культурным воспитанием» отсталых рабочих и иммигрантов, прививание интереса к достойной, цивилизованной жизни.[1]
Однако такую оценку нельзя признать полностью справедливой. Сопоставление имеющихся данных, показывает неоднозначность мнения о лишь положительных свойствах и следствиях введенной системы. После объявления о введении программы, в обществе создалось неверное мнение о том, что «Ford Motor Company» намерена выплачивать каждому рабочему пять долларов за рабочий день. Того же мнения придерживались и рабочие, и были изумлены, когда узнали истинную суть новой системы. Прежняя заработная плата оставалась без изменений, но каждые две недели рабочий получал надбавку. Надбавка начислялась таким образом, что общий доход рабочего за день достигал минимума в пять долларов. Но получить такую надбавку мог только тот рабочий, который прошел «проверку», своеобразный экзамен, который стал для работающего на заводе притчей во языцех.
Сразу, как только было объявлено о претворении новой затеи в жизнь, был создан социологический отдел (Sociological Department), который по типу проводимой работы скорее можно назвать социальным. В отделе служило изначально сто, позже пятьдесят человек, работа которых заключалась не просто в сборе информации о сотруднике, но в консультировании рабочих по ведению хозяйства, дальнейших семейных планов, распределении семейных средств и прочего. Для части рабочих, прежде всего коренных американцев, подобное отношение было диким. Для другой же части, в основном состоящей из вчерашних иммигрантов, которые еще не до конца освоились в новых условиях, инновации в социальной сфере были необходимыми и весьма полезными. Для среднего рабочего «Ford Motor Company» время от времени посещавшие их дом инспекторы были просто спасением. Ведь служащие социологического отдела не просто «учили, как надо жить», а могли предоставить реальную помощь, например, в поиске более комфортабельного жилья.[2] В некоторых домах работник социологического отдела играл роль семейного психолога и консультанта, выезжая по первому требованию рабочего к нему домой в случае нештатной ситуации. Таковыми считались: необходимость срочной материальной помощи, арест рабочего полицией, вызов в суд, несчастный случай, покупка жилья, семейные ссоры.
Система характеристики и критерии оценки рабочего, его быта, были продуманы самим Фордом до мелочей, и основывалась исключительно на его взглядах на жизнь, семью и ее хозяйство. Эти взгляды кому-то импонировали, кого-то раздражали. На каждого рабочего компании была составлена характеристика, включавшая в себя заключение, основанное на всех критериях оценки того или иного рабочего и имеющихся у него условий. По результатам исследования, проведенного инспектором социологического отдела, принималось решение: «достоин» или «недостоин» рабочий принимать участие в прибылях. Таким образом, в первый год действия программы допуск на участие в прибылях получило 60% сотрудников, через год уже 87%.[3]
Программа «пяти долларов за рабочий день» включала в себя целый ряд социальных мероприятий и далеко выходила за рамки повышения заработной платы. Задача инспектора заключалась в составлении личного дела, на основе данных, полученных при очной встрече с сотрудником и опросе его соседей и знакомых, мнение которых играло более значимую роль, чем мнение самого рабочего. Личное дело содержало информацию о семейном положении, количестве и возрасте иждивенцев, о состоянии здоровья рабочего, о его расходах и сбережениях. Вся информация должна была быть закреплена документально, поэтому от рабочего требовали выписку из банка, где хранятся его сбережения, справку из больницы, где он лечится и т.п.[4]