Намечающиеся тенденции к росту социальной ответственности крупных промышленных компаний суть производные от их заинтересованности в привлечении наибольшего внимания к своей продукции, как возможности влиять на ее конкурентоспособность на рынке. Вследствие чего осуществляется децентрализация отношений компаний с общинами, расширяется и поощряется прямая включенность менеджеров в жизнедеятельность общин, что позволяет улучшать процесс взаимного обмена информацией, укрепляет доверие во взаимоотношениях и в конечном счете обеспечивает лучшую результативность деятельности этих компаний. С этой же целью они вступают во взаимодействие с органами местной власти и принимают достаточно активное участие в их программах.
Промышленные компании естественно в большей мере заинтересованы в финансировании социальной сферы в той мере, в которой это соответствует, прямо или косвенно, их интересам. Поэтому участие в осуществлении программ они предпочитают проводить в местах расположения своих представительств, включаться в проведение мероприятий по подготовке рабочей силы по тем профессиям, которые могут быть значимы для деятельности компании, в мероприятиях по здравоохранению и медицинскому страхованию, что в конечном счете сокращает их непосредственные расходы на медицинские цели. Государство же при этом стремится к соблюдению так называемого социального баланса, чтобы социальные расходы, определяемые социальной ответственностью компаний были не меньше того, что теряет общество в результате их деятельности.
Государство также проводит соответствующую налоговую политику, делающую выгодным для корпораций направлять свои сверхприбыли на благотворительные цели, тем самым фактически участвуя в ней, осуществляет законодательное регулирование деятельности промышленных компаний и контроль за исполнением.
В некоторых странах, например, в ФРГ, Италии благотворительность носит обязательный характер, устанавливаемый в законодательном порядке, в других же законодательство ограничивается лишь установлением льготного налогообложения.
Стремлением к получению максимальной прибыли характеризовалось так называемое первое поколение предпринимателей и деятельность предприятий строилась на жесткой рационализации труда и подчинения его интересам организации, повышению эффективности ее функционирования и развития. Подобное явление получило название эпохи тейлоризма, но справедливости ради следует отметить, что Ф. Тейлор много раньше, чем Э. Мэйо подошел к постановке самой проблемы значимости человеческого фактора, хотя и не сумел правильно осмыслить ее и по достоинству оценить. Уже следующее поколение предпринимателей для обеспечения более высокой прибыли было вынуждено прибегнуть к осуществлению благотворительной деятельности и тем самым получать не только моральные, но и материальные дивиденды.
Таким образом, сторонники социальной ответственности воспринимают благотворительность необходимой частью своей деятельности, обосновывая ее возможностью получения дополнительных прибылей. Но у них есть и противники, которые придерживаются мнения, что предприятия должны руководствоваться лишь стремлением к увеличению прибылей, следовать установленным правилам игры, свободной и открытой конкуренции и ориентироваться на действующие юридические законы и законы рынка. Их принципы - "что не запрещено законом, то разрешено"[35].
Доводы противников благотворительности аргументированы - "увеличение расходов на социальные нужды неминуемо ложится на плечи потребителя", и кроме того "корпорациям сложно отчитываться"[36] за подобную деятельность.
Но и сторонники развития социальной ответственности приводят собственные аргументы, среди которых следует выделить два направления: 1) базирующееся на прагматических целях - социальная деятельность способствует осуществлению более долгосрочного планирования и 2) основывающиеся на принципах христианской этики, ибо вопрос об удовлетворении общественных интересов становится уже не просто предметом выбора, а насущной необходимостью в современную эпоху. ем не менее дискуссии о природе социальной ответственности, о ее необходимости и размерах продолжаются.
Любая корпорация является социальной организацией, подсистемой общества и выступает в нем в нескольких ипостасях: 1) как гражданское лицо - соблюдает законы и действующие в обществе моральные нормы, 2) как работодатель, 3) как объект инвестирования инвестор, 4) как конкурент и 6) как участник общественного развития - оказывая влияние на последнее, корпорация обязана и разделять с ним свою долю ответственности. И подобный подход представляется важным для организации и осуществления деятельности любого предприятия в нашей стране, несмотря на многочисленные трудности.
В России сегодня действительно существует множество сложностей для организационного построения; это и социально-экономические проблемы как следствие тоталитарного наследия, и более поздние тактические ошибки процессов переустройства, в результате которых фиксируется рост безработицы, социальной незащищенности населения и др.
Потребности социальной сферы огромны, но они не покрываются ни деятельностью предприятий, ни государства. Помощь последнего явно недостаточна, при этом проведение им разного рода мероприятий кажется непродуманным, а осуществление экономической и социальной политики - бессистемным. В результате ни государство, ни предприятия не несут ответственности за свои действия, а подчас оказываются и неспособными. Объективно нет возможностей и для более долгосрочного планирования производственной деятельности - прежде всего из-за отсутствия развитого правового пространства, и для благотворительности.
Необходимость усиления социальной ответственности всех субъектов общественного взаимодействия тем не менее не подлежит сомнению, и специалисты, в первую очередь, экономисты предлагают ряд мер для расширения финансовых возможностей удовлетворения потребностей социальной сферы, в том числе:
- использования части незадействованных средств социальных фондов в коммерческом обороте, либо для инвестирования краткосрочных кредитов;
- освобождения от налога на прибыль от предпринимательской деятельности учреждений социальной сферы;
- предоставления дополнительных льгот на участие предприятий в финансировании социальной сферы и др.
Тем не менее, объективно условия для повышения социальной ответственности в российском бизнесе имеются. Российское предпринимательство неизменно набирает силу, наблюдает рост численности предпринимателей и большее сосредоточение в их руках материально-технических и трудовых ресурсов; их реальную заинтересованность в скорейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране, ибо от этого зависит эффективность самого бизнеса; все большее вхождение предпринимательских кругов в решение проблем политического характера, включая участие в разработке государственных программ общественного развития; развитие международного делового сотрудничества, что позволяет российским предпринимателям изучать зарубежный опыт предпринимательской деятельности, заимствовать по мере возможности из него все позитивное, включая несение социальной ответственности. А кроме того, сегодня заметно возрастает интерес к изучению отечественной истории предпринимательства, к возрождению забытых традиций.