База данных (БД) является хранилищем специально организованных и логически связанных информационных элементов. Она состоит из самих данных и их описания. Между данными, находящимися в базе, поддерживаются установленные связи. База данных представляет собой информационную модель управляемого объекта. База данных ориентированна на интегрированные требования и тем самым удовлетворяет информационные потребности любых пользователей. Центральную роль в функционировании банка данных выполняет система управления базами данных – СУБД. Эта система удаляет, добавляет, заменяет старые записи данных на новые и представляет собой эффективный инструмент обработки данных.
Рассматривая информационную систему как подсистему с позиций исходного и динамичного звена системы управления и информацию как основу для выработки управленческих решений, следует подчеркнуть необходимость и важность поддержания этих элементов системы управления в постоянном рабочем состоянии. В развитые БнД и БД включаются архивы, содержащие справочный и статистический материал за длительный промежуток времени, и базы знаний.
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов АИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультативное обслуживание, обучение и т.п. Это способствовало быстрому распространению и эффективному использованию информационных технологий в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному их применению и большому многообразию.
В настоящее время инновационные технологии связаны с внедрением в управленческую деятельность автоматизированной информационной системы социальной защиты (АИС СЗ). Она предназначена для создания и ведения на объектах обоих уровней информационно совместимых баз данных (БД), содержащих информацию по всем аспектам социальной защиты населения и представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), ориентированных на пользователей-непрограммистов, работающих на своих рабочих местах на персональной ЭВМ в диалоговом режиме.
АИС СЗ должна обеспечивать автоматизацию процесса сбора, накопления, расчета, хранения, обновления, передачи и отображения информации; высокий уровень информационного взаимодействия всех структур органов социальной защиты как по вертикали, так и по горизонтали, что позволит освободить пользователей от выполнения вручную больших объемов работ по вводу и обработке информации, увеличить оперативность формирования текстовых, выплатных, отчетно-аналитических документов и справок.
В информационном плане система представляет собой совокупность баз данных, создаваемых и ведущихся на объектах различных уровней системы с возможностью взаимообмена и взаимоактуализации данных. Заполнение и актуализация баз данных на каждом объекте системы осуществляются пользователями баз.
Возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих качественного изменения технологии обработки информации по социальной защите населения. Основные из этих факторов:
§ обширность системы правовых норм;
§ высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения. Отслеживание распространения изменений правовой системы не удовлетворяет требованию единообразия применения ее в практике решения правоприменительных задач, что может вызывать нарушения гарантированных законом прав физических лиц;
§ необходимость налаживания должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);
§ увеличение объемов обрабатываемой информации;
§ потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы- минимумы и целевые программы;
§ постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты, оперативное выполнение ими новых функций.
Существенным фактором прогресса информационных процессов является наметившийся как у нас в стране, так и за рубежом кризис громоздких управленческих структур. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. В настоящее время в организации управления наметился переход от командно-контрольной организации к «информационно-базирующейся», к организации специалистов.
Указанные факторы обуславливают необходимость автоматизации практически всех направлений деятельности и функций органов социальной защиты населения. Основные из них следующие:
1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов |
1. Учет и распределение специального автотранспорта, мотоколясок и кресел – колясок для инвалидов; 2. Обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами, облегчающими жизнь инвалидов; Формирование сметы затрат на социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов. |
2. Социальная защита малоимущих слоев населения |
1. Назначение и выплата социальных пособий, компенсаций, субсидий и др.; 2. Обеспечение социальной защиты семьи, материнства и детства; 3. Организация социального обслуживания престарелых граждан; 4. Мониторинг контингента социально незащищенных групп населения; 5. Формирование программ социальной помощи малоимущим слоям населения; 6. Контроль за предоставлением льгот и преимуществ малообеспеченным семьям с детьми; 7. Распределение натуральных видов помощи. |
3. Жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах. |
1. Учет материальных ценностей 2. Система стационарных учреждений; 3. Обеспечение реализации программ по содержанию и развитию сети стационарных учреждений; 4. Медицинское обслуживание. |
4. Ветераны |
1. Ведение картотеки ветеранов; 2. Организация санаторно- курортного лечения. |
5. Планово-финансовая служба |
1. Ведение штатного расписания; 2. Формирование сводного фонда заработной платы; 3. Тарификация служащих органов социальной защиты населения; 4. Составление смет; 5. Контроль за исполнением бюджета. |
6. Бухгалтерский учет и контроль |
1. Бухгалтерский учет, контроль и отчетность по районному бюджету. 2. Учет и отчетность по аппарату управления. |
7. Нормативно-правовая служба |
1. Регистрация, систематизация и тиражирование нормативно- правовой и методической документации 2. Ведение методического кабинета |
8. Кадры |
1. Учет личного состава структур статотчетности и учет учебы кадров; 2. Подготовка проектов приказов и тиражирования их по структурам |
9. Делопроизводство |
1. Обработка корреспонденции 2. Контроль за сроками исполнения документов |