В наиболее загруженных обработкой информации структурных подразделениях целесообразны локальные вычислительные сети (ЛВС), в файл-серверах которых формируются базы данных, общие для сотрудников различных структур. Должна предусматриваться возможность обмена информацией между АРМами различных ЛВС в режиме «электронной почты». Работа с электронной почтой: 1) повысит скорость принимаемых управленческих решений в области социальной работы – снизит уровень вертикальной коммуникации, что увеличит скорость принимаемых решений; 2) даст возможность общения со специалистами по социальной работе других регионов – позволит обмениваться опытом, что уменьшит число отрывов от работы вследствие выездов на семинары и тренинги.
При создании информационного обеспечения системы предусматривается обязательное использование общероссийских классификаторов и унифицированной системы документации, не исключая возможности использования в отдельных случаях локальных классификаторов и словарей.
В единую социальную информационную городскую сеть информация поступает от следующих структур:
1. Органы здравоохранения |
- медицинская статистика (количество абортов, рождение несовершеннолетними, заболеваний, мертворожденные) |
2. Комитет по образованию |
- социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; - летний оздоровительный отдых детей из малообеспеченных семей; - ход выполнения программ «дети-инвалиды» и «Дети-сироты»; - организация нестационарных учреждений в помощь семье и детству; - работа внешкольных учреждений |
3. Органы ЗАГСа |
- статистика (данные о смерти, браках и рождении) |
4. Комитет по труду и занятости |
- трудоустройство инвалидов, беженцев, бомжей; - расчет прожиточного минимума; - статистические данные по бюджету различных типов семей; - профориентация и трудовая реабилитация детей-инвалидов |
5. Комитет по делам молодежи и спорта |
- работа с подростками и молодежью по организации досуга; - работа подростковых клубов; - организация центров реабилитации и адаптации подростков |
6. Комитет по делам несовершеннолетних |
- статистические данные о трудоустройстве подростков до 16 лет; - информация по итогам решений комиссий |
7. Статистика |
- статистические данные |
8. Управление внутренних дел |
- статистика о выписанных, прописанных, осужденных, освобожденных из мест заключения. |
Система классификации нормативно-справочной информации должна стремиться к единству по всей информационной системе органов социальной защиты населения и возможности включения новых классификационных группировок без нарушения структуры классификации.
Кроме работы с базами данных, являющихся, по существу, работой с информационно-справочными системами, пользователи на базе этой системы будут решать задачи расчетного и расчетно-аналитического характера.
В функционально-предметном плане система представляет собой совокупность функциональных подсистем, реализуемых на единой информационно-программной и технической базе.
В связи с тем что в сфере социальной защиты появляются новые функции, а количество учреждений, работающих с различными категориями населения постоянно растет, необходима унифицированная (в рамках региона) программа, позволяющая вести единый учет граждан, являющихся объектом этой работы в каждом учреждении соцзащиты. Для этого нужно стандартизировать описание человека, пользующегося услугами социальной защиты. Описание должно включать общие данные, позволяющие идентифицировать человека с достаточно высокой степенью точности при обращении его в любое городское учреждение и при обмене данными с базами, не входящими в Единую информационную систему (ЕИС) города.
На всех уровнях описания человека должно существовать понятие конфиденциальной информации, которое в равной степени присуще каждому объекту социальной сферы и охраняется законом.[2] В каждой задаче степень закрытости информации должна определяться уровнем доступа пользователя и жестко регламентироваться при организации работы. Нарушение требований законодательства влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, в частности ст. 274 Уголовного Кодекса РФ гласит: « Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет».[3] Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав. В соответствии с Федеральным Законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[4] для обеспечения конфиденциальности информационного взаимодействия органов социальной защиты и Пенсионного фонда используются средства криптографической защиты информации, которые реализуют шифрование и электронную цифровую подпись посредством системы криптографической защиты информации (СКЗИ) "Верба-O\OW".[5]
При разделении функций соцзащиты на подсистемы следует считать принцип этого деления весьма условным, задачи, входящие в подсистему, в равной степени связаны и с ресурсными задачами.
К подсистемам относятся задачи:
1. Назначение и выплата пенсий и пособий.
2. Освидетельствование ВТЭК.
3. Учет малоимущих и клиентов в центрах соцзащиты.
4. Учет пациентов центров реабилитации.
5. Учет проживающих в домах-интернатах.
6. Учет проживающих в приютах и социальных гостиницах.
7. Прикладные задачи медицинского обслуживания и психологической помощи, реабилитации детей с отклонениями в развитии и обучающие программы и т.п.
Необходимо развивать автоматизированные информационные системы по проблемам социально-бытового обслуживания. Прежде всего это создание единого городского информационного банка данных оценочно-диагностических карт семей, что позволит определять потребности в различных видах социальной помощи и вести учет ее предоставления; анализировать тенденции в социальной сфере и прогнозировать потребности города; обоснованно разрабатывать комплексные адресные программы, а также автоматизированные комплексы задач, реализующих функции учета и организации ресурсов учреждений социальной защиты (трудовых, материально-технических, финансовых, временных, информационных).