Введение
Радикальная перестройка системы управления экономикой в современной России, связанная с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы, затрагивает все уровни руководства. Происходят серьезные изменения в системе экономических, организационных и социальных отношений страны. Предоставление юридической и хозяйственной самостоятельности товаропроизводителям, полностью отвечающим за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, предполагает, что каждое предприятие должно создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность ее работы. Во многом это зависит от профессиональных знаний и навыков руководителей и специалистов предприятий.
Современный руководитель должен обладать достаточными знаниями в теории управления, владеть методами, техникой и технологией управления, передовыми приемами выработки, принятия и организации исполнения управленческих решений, уметь работать с кадрами и создавать условия для высокопроизводительного труда подчиненных.
Таким образом, повышение эффективности управленческого труда является важнейшей составной частью, а может даже и определяющей в повешении эффективности производства при любых формах собственности.
Цель курсового проекта: разработать мероприятия по внедрению основных направлений научной организации управленческого труда и определить их экономическую эффективность, опираясь на анализ существующей организации труда в конкретном хозяйстве.
Основные задачи курсового проекта:
· выявить возможности совершенствования управления, организационные резервы повышения эффективности производства в сельскохозяйственном предприятии;
· разработать систему мероприятий по совершенствованию структуры, процесса, методов, техники и технологии управления, внедрению диспетчерской службы;
· определить экономическую эффективность рационализации управления в сельском хозяйстве.
Объектом исследования является сельскохозяйственная артель (колхоз) «Придонье» Богучарского района Воронежской области.
Методы, использованные в курсовом проекте:
· диалектический;
· системный;
· сравнительный;
· балансовый;
· расчетно-аналитический;
· нормативный.
Управление представляет собой особую форму и функцию, возникшую из самой природы процесса общественного труда. С развитием производительных сил общества, сопровождающимся разделением труда, расчленением его на части, возникла объективная необходимость координировать эти процессы в организованных системах (народное хозяйство, предприятие, отрасль). Поэтому управление является, обязательным элементом любой формы организации коллективной деятельности людей, а также технических и технологических систем.
При комплексном, системном подходе под управлением следует понимать целенаправленную деятельность аппарата управления в социально-экономической системе, связанную с осуществлением специфических функций (планирования, организации, регулирование, координация, мотивация, контроль) на основе познания и использования объективных законов и закономерностей, присущих производству, в интересах постоянного повышения его эффективности.
Управленческий труд в общественном производстве – процесс управления коллективом, осуществляемый руководителями, специалистами и техническими исполнителями, направлен на согласования, регулирования, учет и контроль производственной деятельности.(1)
Необходимо отметить, что труд специалистов сельскохозяйственного профиля многообразен, сложен и весьма специфичен. В сельхозпредприятиях он используется нерационально. Значительная часть рабочего времени агрономов, зоотехников и инженеров не связана с производственной деятельностью. Так, в опросных анкетах 52% специалистов этого профиля отметили, что могут в любое время «оторваться» от выполнения своих обязанностей.
Данные свидетельствуют о том, что рабочее время используется ими крайне неудовлетворительно. Это объясняется, в конечном счете, отсутствием реальной цели затраченного времени. Большинство руководителей и специалистов не скрывали, что их работа имеет административный характер, а оплата труда строго регламентирована и слабо увязана с конечными результатами, так как отсутствует материальная заинтересованность в их достижении.
Далее рассмотрим особенности труда работников аппарата управления:
1. большая степень самостоятельности работников аппарата управления по сравнению с работниками физического труда в вопросах установления последовательности работ в течение рабочего дня;
2. наличие элементов творческого труда, которые почти невозможно измерить;
3. сезонность сельскохозяйственного производства обуславливает определенные трудности в планировании и оперативном управлении, а также в равномерной загрузке работников аппарата управления по календарным срокам;
4. большое разнообразие по характеру и содержанию выполненных одним руководителем или специалистом управленческих работ, незначительную повторимость многих операций и многообразия решаемых задач;
5. необходимость использования непрерывно поступающей информации, не позволяющей заранее предвидеть и установить весь комплекс управленческих операций, их четкое содержание и порядок выполнения;
6. трудность определения степени интенсивности труда, отсутствие резко выраженных признаков расхода энергии труда;
7. большая сложность управленческого труда, которая требует в отдельных случаях коллективного решения;
8. способность работников аппарата управления воздействовать на производственный процесс не прямо, а через отдельных производителей;
9. нельзя оценить труд работников аппарата управления количеством производимой продукции. Исключение составляют только отдельные работы, результаты которых поддаются количественному измерению (счетно-вычислительные, чертежно-графические и другие). (2)
С развитием производства содержание управленческого труда становиться все более сложным. Основная часть работ, характеризующая труд работников аппарата управления связана с умственным процессом. Однако некоторые работы по управлению требуют физической энергии человека. Так физическая энергия затрачивается на переходы и переезды в связи с потоком информации или исполнителей, различные записи при регистрации, составление необходимых документов, проведение счетно-вычислительных, чертежно-графических работ. Соотношение между объемами умственного и физического труда для каждой категории работников аппарата управления различно.
Рассмотренные характерные особенности управленческого труда представляют определенные требования к его работникам. К их числу относятся компетентность, деловитость, умение управлять, высокие моральные качества.
Компетентность предполагает наличие у работника специального образования, знаний и опыта, соответствующих занимаемой должности.
Деловитость – это качество работника знать порученное дело не вообще, а конкретно, в деталях: быть целеустремленным, обладать способностью принимать правильное решение, наилучшим образом отвечающее данным конкретным условиям, выполнять или организовывать выполнение этого решения.