- экономически обоснованное количество капитальных ремонтов и амортизационных сроков службы;
- экономическая эффективность замены и комплексная модернизация морально устаревшего оборудования с позиции эффективности проведения очередного капитального ремонта;
- объективные пропорции между ремонтным и машиностроительным производством.
На РУП “ГСЗ им. С.М.Кирова” организация ремонтного производства осуществляется на базе усовершенствованной Единой системе ППР, закреплённой Положением о ППР, которая предусматривает: межремонтное обслуживание; периодические осмотры и промывки; периодические ремонты. Проведение обслуживания оборудования производится руководствуясь принятыми на предприятии СТП [15] и РИ “Техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования”, согласно которым:
1. За месяц до начала планируемого года отделами ГМ и ГЭ по установленной форме составляются планы-графики ППР, с равномерной нагрузкой по месяцам на основании установленных Положением о ППР межремонтных периодов для каждого вида технологического оборудования.
2. Работы по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования осуществляются в соответствии с месячными планами-графиками ППР, выдаваемыми ОГМ:
- силами комплексных ремонтных бригад, административно входящих в состав производственных цехов и функционально подчиняющихся ОГМ обслуживается универсальное и специализированное оборудование цехов основного производства;
- силами комплексных ремонтных бригад, относящихся к лаборатории ЧПУ РМЦ, закрепленными за определёнными цехами и участками и функционально связанных с ОГМ и ОГЭ, осуществляется обслуживание и плановые ремонты высокотехнологичного оборудования и оборудования с ЧПУ;
- силами специализированной бригады участка капитального ремонта РМЦ производится капитальный ремонт технологического оборудования.
3. Для ремонтообслуживания оборудования с ЧПУ принята структура ремонтного цикла:
К – О – М – О – М – О – С – О – М – О – М – О – С – О – М – О – М – О − К
где О − осмотр; М − малый ремонт; С − средний ремонт;
К − капитальный ремонт.
4. Мастера ремонтных бригад РМЦ и механики цехов, не входящие в структуру РМЦ, получают материалы, запчасти и комплектующие, согласно копий поданных ранее заявок, по требованиям со окладов ОГМ, ОВК, ОМТС, ПДО.
Организация обслуживания и ремонта оборудования с ЧПУ на РУП ”ГСЗ им.С.М.Кирова” подчиняется общим принципам организации ремонтного производства на предприятии, однако наличие некоторых особенностей вносит свои коррективы в реализацию основных положений системы планово-предупредительного ремонта:
- высокая сложность и технологичность оборудования требует высокой квалификации ремонтного персонала: рабочих (слесарей-ремонтников и электромонтёров по обслуживанию электрооборудования) − 5-6 разрядов, инженеров-электроников (желательно не ниже 1-й категории), постоянно повышающих свою квалификацию и профессиональный уровень;
- большое число обслуживаемого оборудования, разнесённого по разным цехам практически по всей территории предприятия и сложный состав обслуживающего персонала обуславливают наличие сложной по структуре ремонтной базы − лаборатория ЧПУ в свой состав включает три комплексные ремонтные бригады, обслуживающие отдельные участки станков с ЧПУ, и группу ремонта электронных устройств.
Основные показатели, характеризующие деятельность лаборатории ЧПУ − как ремонтной службы:
- удельный вес плановых работ в общем объёме выполненных:
Кпл = 10570 / (10570 + 8284) * 100 = 56 %
где - плановая трудоёмкость работ − Тпл = 10570 − определяется по данным
плана-графика ППР (бригада 7, цех 5, на 2004 г.) [Прил. 1];
- трудоёмкость внеплановых работ − Твп = 263 * 3,5 * 9 = 8284 (263
раб.дня, 3,5 часа − средние ежедневные затраты времени на внеплановое обслуживание в расчёте на одного человека, 9 − количество членов бригады);
- плановая величина простоев определяется из расчёта 80 % -ных плановых остановок оборудования при малых, средних ремонтах и поверок.
- величины простоев оборудования во внеплановых ремонтах:
Кпр = 7405 / (7405 + 8284) * 100 = 47,2 %
В настоящее время на большинстве предприятий, и на РУП “ГСЗ им. С.М.Кирова” в том числе, не ведётся полноценный учёт внеплановых и аварийных ремонтов, составляющих значительную часть в структуре ремонтного обслуживания и обусловленных большим возрастом и значительным износом оборудования. Средняя оценка качества выполненных за год ремонтов проводится визуально по бальной системе, а также по удельному весу отремонтированных единиц оборудования, сданных ОТК с первого предъявления, что неполно отражает объём неплановых ремонтов и качество их выполнения.
Таким образом, рациональная организация технического обслуживания и ремонта станков с ЧПУ предполагает решение целого ряда задач, важнейшими из которых являются:
- установление оптимальной структуры ремонтного цикла и периодичности технического обслуживания и ремонтов, наиболее соответствующих условиям эксплуатации оборудования;
- определение суммарного времени простоев станков в плановых и внеплановых ремонтах и ТО;
- определение оптимальных затрат времени и труда на ремонтообслуживание;
- учёт передового опыта в организации ремонтных работ.
В настоящее время на небольших и средних предприятиях чаще всего используется централизованная форма управления ремонтной службой при децентрализованном и смешанном способе организации производства ремонтных работ. Однако такое положение подразумевает двойственную подчинённость ремонтников отделу главного механика и руководству производственных цехов, а это в свою очередь приводит к децентрализации работ по обслуживанию и ремонту оборудования, порождает более сложную организационную структуру ремонтного производства, приводит к сложным взаимоотношениям среди персонала. Всё это в значительной степени усложняет управление ремонтным производством.
РУП “ГСЗ им. С.М.Кирова”, ориентируясь на специфику станкостроительного производства и относительно небольшие размеры для себя приняло смешанную форму управления ремонтной службой при соответствующем смешанном способе организации производства ремонтных работ. Таким образом в структуру управления ремонтным хозяйством включаются [Прил. 1]:
- отел главного механика (ОГМ) − в функциональном подчинении которого находиться всё ремонтное хозяйство предприятия;
- ремонтно-механический цех (РМЦ) − в ведении которого находятся все службы технического обслуживания и ремонта оборудования предприятия;
- ремонтные базы механических цехов (№ 3, 5, 7) − осуществляющие техническое обслуживание и ремонт универсального оборудования соответствующих цехов, административно подчиняющиеся начальнику своего механического цеха.