График зависимости взаимодействия аудитории с презентующим в зависимости от целей последнего (график 1) показывает необходимость и важность анализа аудитории если целью вашей презентации является убеждение, однако не следует пренебрегать анализом аудитории и при других целях. (см. подробнее в следующей главе)
График 1: Зависимость уровня взаимодействия с аудиторией от целей презентации.
Уровень
взаимодействия
с аудиторией.
Высокий
Средний Мотивирование Убеждение
и развлечение
Информирование
и анализ
Низкий
Цели презентации
· Мотивирование или развлечение. Когда пытаешься кого-нибудь развлечь, то в основном презентация состоит из обычной речи. Например, когда вы говорите несколько слов об уходящем на пенсию работнике, сначала сделаете несколько веселых комментариев о хорошей работе пенсионера и опишите как он помог компании. В процессе речи вы мотивируете этого работника на новые рабочие подвиги. Аудитория в течении такой речи ведет себя пассивно. Если цель вашей презентации имеет такой характер, то необходимо тщательно подготовить лишь саму речь и не обращать особого внимания на подготовку к вопросам.
· Информирование или анализ. Когда цель вашей речи информирование или предоставление анализа, то такая презентация предусматривает взаимодействие с аудиторией. Чаще всего такая речь представляет собой собрание определеной группы людей с целью прослушивания документа. После прослушивания присутствующие задают вопросы на понимание и уточнение некоторых данных. Презентации такого рода очень часто используются в больших компаниях для мониторинга состояния финансов компании и т. д.
· Убеждение или приглашение к сотрудничеству. Наибольшее взаимодействие предполагает презентация, целью которой является убеждение кого-либо принять участие в различного рода актах или участие в сотрудничестве по совместному решению проблемы. Обычно презентация начинается с предоставления информации об обсуждаемом объекте, чтобы аудитория поняла яснее о чем идет речь, затем вы начинаете предоставлять аргументы в пользу вашей точки зрения и пытаетесь склонить присутсвующих к нужным для вас действиям. Такая презентация наиболее требовательна к вспомогательным объектам и качеству речи. Кроме того необходимо быть достаточно гибким и превосходно чувствовать ситуацию особенно в случае непредвиденного течения обстоятельств. Необходимо постарать ся к ним подготовиться. Взаимодействие с аудиторией настолько здесь велико, что вы можете потерять контроль за ходом презентации. Здесь нельзя целиком полагаться на подготовленный и написанный текст, а зорко сдедить за ситуацией и не давать ей выходить из под контроля.
Зачастую речи и презентации используют несколько из перечисленных целей одновременно.
Как только вы поставили цели для вашей презентации, необходимо приступить к анализу аудитории. Как и зачем это делается ?
Аудитория - это еще один базовый элемнент вашей презентации и т. к. именно для аудитории речь и делается, нельзя не придавать анализу никакого значения и пропускать его, а наоборот именно анализу аудитории необходимо уделить особое значение.
Вы можете добиться лучшего результата, если будете знать характеристики будущей аудитории и используете полученные данные в подготовке к речи.
Для начала надо определить размер аудитории. Очевидно, что маленькие группы наиболее удобны для бурного обсуждения и убеждения. Но когда в группе больше 12 человек нормальное обсуждение становится невозможным.
Зависимость размера аудитории от целей прямая: чем меньше цели предполагают участие аудитории в презентации, тем больше может быть размер аудитории и тем меньшее значение может придаваться качеству людей пришедших на презентацию.
Также необходимо сопоставить другую нужную информацию об аудитории. Вот некоторые вопросы на которые желательно знать ответы перед презентацией:
1. Будет ли аудитория в основной своей массе дружественна, безразлична или противна вашей точке зрения?
2. Заботят ли их темы, через которые вы хотите убедить их принять участие в конкретном дествии?
3. Какой у аудитории уровень понимания, образованность?
4. Сколько они знают о том, что вы собираетесь им преподнести?
5. Знают ли они вас?
6. Уважают ли они вас?
Ответы на эти вопросы помогут вам выбрать лучший путь для поведения эффективной презентации.
А теперь несколько слов о том, как проводить анализ аудитории. Анализ проводится в соответствии с пунктами в таблице 4.2.1
Таблица 2.4.1 : Вопросы для анализа аудитории.
Основные разделы вопросов по характкристике аудитории | Конкретные вопросы по обозначенным темам. |
Размер и состав аудитории. |
· Спрогнозируйте, сколько человек придет на презентацию · Выямните есть ли у них какие-либо политические, религиозные, профессиональные комплексы или предубеждения. · Проанализируйте соотношение мужчин и женщин, возраст присутствующих, отношение присутствующих к определенным социальным и этническим группам, профессиональные аспекты деятельности присутствующих. |
Анализ возможной реакции публики |
· Проведите анализ, зачем конкретные люди пришли на презентацию. · Определите отношение публики к предмету презентации. 1. Решите заинтересована ли в нем аудитория или равнодушна. 2. Отрефлексируйте как аудитория реагировала на презентации такого рода в прошлом. 3. Определите какие стороны предмета и в каком свете лучше показать данной аудитории. 4. Определите будут ли затруднения в понимании частей вашей презентации. · Анализируйте настроение публики в момент презентации: будут ли они уже уставшими после недавно прошедшей презентации, будут ли они голодны и ожидать скорого обеда и т. д. · Вычислите какой способ преподнесения информации будет наиболее эффективным, выгодным и произведет наибольшее впечатление на присутствующих: предоставление технической информации, статистичекого анализа, исторической информации, демонстрация, подобный пример и т. д. · Предугадайте ответ публики: пропишите пути реакции на ваши действия · Смодулируйте возможно наихудшую аудиторию и попытайтесь попробовать действовать в такой ситуации. · Предугадайте возможные уточнения и вопросы. · Проанализируйте наихудшее, что может произойти на презентации. |
Уровень понимания аудитории. |
· Определите, знает ли аудитория, что-нибудь об объекте презентации, например проанализируйте есть ли среди присутствующих кто-либо с таким же набором знаний по данному вопросу. · Проанализируйте знакома ли аудитория с вашим словарем. · Спрогнозируйте, все ли способны понять то, что вы говорите. · Определите, какую поддерживающую информацию необходимо предоставить аудитории для лучшего понимания предмета. · Подумайте о конкретных цифрах и спецификациях, которые вас могут попросить предоставить или вам нужно будет сказать. · Проанализируйте, включает ли в себя объект презентации рутинное, длительное предоставление информации, знакома ли тема присутствующим. |
Отношения презентующего с публикой. |
· Проанализируйте как такая аудитория обычно реагирует на выступления ораторов. · Определите насколько аудитория дружественна, открыта, гостеприимна вашей точке зрения, вашему стилю презентации. · Определите как аудитория настроена по отношению к вам. · Проанализируйте, чего присутствующие от вас хотят. · Подумайте о ваших прежних отношениях с аудиторией. · Определите вашу роль и статус. · Определите есть ли у аудитории склонности, которые могут работать против вас. · Проанализируите возможное отношение публики к построению вашей презентации. · Определите какие аспекты поддерживающей инормации будут выглядеть для данной аудитории наиболее надежно. |