рефераты по менеджменту

Роль и функции антикризисного регулирования

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и проте­кания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикри­зисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использо­вание кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Антикризисное регулирование существует как на макро-, так и на микро­уровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном националь­ного хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благопри­ятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потеря­ми. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для экономической науки России проблема антикризисного регулирова­ния - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне, ибо отечественная экономика после 70 лет плано­вой системы хозяйствования впервые переходит на развитие, когда предпри­ятия функционируют на основе частной собственности, когда управление фир­мой, в том числе и антикризисное, во многом зависит от усилий самого пред­приятия.

Проблемы антикризисного регу­лирования на макроуровне широко освещены в экономической науке зарубеж­ными учеными самых разных экономических школ. Среди них К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Кондратьев, М.Фридмен, Э.Хансен, Й.Шумпетер. Дж.М. Кейнс. Дж.Гэлбрайт, П.Самуэльсон, Дж.Хикс и др. Большой вклад в исследование этих проблем внесли отечественные экономисты: Е.Варга, Л.Мендельсон. А.Милейковский, А.Аникин, С.Меньшиков, С.Далин, Ю-Покатаев, М.Сажина, И.Трахтенберг, А.Дёмин. Б.Денисов, В.Кудров, А.Куликов, Г.Куманин, Р.Энтов, И.Осадчая, Г.Шпилько, Ю.Осипов и др.

Разработка проблем антикризисного регулирования на микроуровне в России имеет более короткую историю - с 70-80-х гг. XX века. Поэтому эти проблемы остаются менее изученными и более востребованными.

В современной экономической литературе преобладают два различных подхода к антикризисному регулированию предприятия. Первый из них - фи­нансовый подход, характерный преимущественно для западной литературы, рассматривает предприятие (фирму) как совокупность товарно-денежных пото­ков (контрактов). Второй подход - организационно-структурный, чаше встре­чающийся в отечественной экономической литературе.

Оба этих подхода являются, на наш взгляд, однобокими, потому что клас­сическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие. Ан­тикризисные программы, которые разработаны с опорой только на одну из этих составляющих без учёта другой, терпят крах при попытке их внедрения на практике. Более того, автоматическое перенесение на российскую почву зару­бежных антикризисных методик, проводимое без учёта особенностей россий­ской экономики, законодательства и менталитета также приводит к отрица­тельным результатам.

Что такое кризис?

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кри­зис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокра­щении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промыш­ленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения эко­номики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесце­нивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капита­ла). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.

Классификация кризисов

1. По причинам возникновения.

1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы – когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения.

4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту