Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность - от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет. Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.
Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как и на макроуровне, необходимо наличие собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его смягчению. Основной задачей, стоящей перед антикризисным подразделением предприятия в благополучный период является краткосрочное и долгосрочное прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию ещё на ранних стадиях возникновения.
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
· поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
· предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
· уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы:
1. финансовая поддержка,
2. особое администрирование
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки:
· целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
· субсидирование процентной ставки по кредиту;
· предоставление гарантий по кредиту;
· налоговые льготы;
· налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:
· введение дополнительных форм отчетности;
· установление обязательных нормативов;
· лицензирование;
· обязательное страхование ответственности;
· законодательное ограничение тарифов;
· другие законодательные ограничения.
Основным нормативным актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"
Внешним признаком банкротства является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.
Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Досудебная санация. В случае возникновения признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, то есть по восстановлению его платежеспособности.
Наблюдение. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента назначения судом иной процедуры.
Данный этап начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда: либо о признании предприятия банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе в признании должника банкротом.
Основные цели наблюдения — обеспечение арбитражным управляющим сохранности имущества и анализ финансового состояния несостоятельного предприятия для определения возможности восстановления его платежеспособности.
Для проведения этого этапа арбитражный суд назначает временного управляющего.
Временный управляющий обязан:
· принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
· проводить анализ финансового состояния должника;
· выявлять кредиторов должника;
· вести реестр требований кредиторов;
· уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
· созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.