Реформирование сельскохозяйственных предприятий в районе не предусматривало инвестиций в сельскохозяйственное производство. Выделялись очень скромные средства на поддержку реорганизованных предприятий, что подтолкнуло к проведению реорганизации многих слабых в экономическом отношении предприятий, не подготовленных к хозяйственной деятельности в условиях рынка, с изношенной техникой и территориально удаленных от рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. В результате реорганизации образовывались не крепкие, а слабые и слабейшие неконкурентоспособные предприятия.
Кроме того, для социально-экономического успеха преобразований на начальном этапе реформирования обществу требовалась хорошая экономическая база с определенным запасом прочности. Также, среднедушевой доход в сельской местности должен значительно превышать величину прожиточного минимума. В нашем случае со слабым экономическим потенциалом хозяйства (предприятие обеспечивает не столько заработок своим работникам, сколько возможность выжить их семьям) и отсутствии инвестиций в производство рынок сулит членам сельского сообщества нищету. Само существование сельского сообщества в таком случае оказывается под угрозой, если большинство его членов лишаются доступа к жизненно необходимым ресурсам.
Основные усилия по стабилизации положения в аграрном секторе нужно направить на развитие производства в сохранивших жизнеспособность сельскохозяйственных предприятиях. Необходимо в каждой территории выделить хозяйства, способные эффективно работать в условиях рынка при минимальной поддержке. В неплатежеспособных предприятиях предлагаются преобразования, направленные на сохранение потенциала, формирование жизнеспособных субъектов хозяйствования в виде кооперативов, филиалов, дочерних предприятий, а при ликвидации - создание крестьянских и личных подсобных хозяйств. Выбор варианта преобразований должен проводиться собственниками земельных долей и имущественных паев. При любых формах хозяйствования одним из приоритетов структурной политики в аграрном секторе в современных условиях должно стать стимулирование развития личных подсобных хозяйств работников предприятий и других сельских жителей. При ликвидации неплатежеспособных предприятий личные подсобные хозяйства остаются массовой жизнеспособной социально-производственной ячейкой в сельской местности. Реорганизованные предприятия служат источником ресурсов для ведения личных хозяйств. Все это создает экономическую основу для кооперации и интеграции различных социальных укладов. Восстановление и развитие аграрного сектора должно базироваться на кооперации и интеграции предприятий, крестьянских и личных подсобных хозяйств. Государственное регулирование экономических и социальных процессов в аграрном секторе имеет решающее значение для его восстановления. Даже при изменении экономической политики процесс восстановления потребует длительного промежутка времени, значительных вложений.
Заключение
Рассматривая отличительные черты и бесспорные преимущества института реорганизации, понимаешь, что с его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а, следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки. И возможно, самое главное: производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства, пусть даже на незначительный срок.
Исследования, выполненные в ходе программы реорганизации сельскохозяйственных предприятий, показали, что наибольшего эффекта реорганизация сельскохозяйственных предприятий достигала в случае сочетания трех факторов: высокого экономического потенциала материнского хозяйства, демократического стиля руководства в хозяйстве и ориентации руководителя на интенсивный путь развития предприятия в условиях рынка.
Нельзя не посетовать на то, что, несмотря на актуальность поставленной проблемы, в существующей литературе комментариев на эту тему явно не достаточно. В учебниках по гражданскому праву вообще уделяется по одному, два листа. А ведь, сколько проблем возникает на практике при реорганизации юридических лиц. Правопреемство при реорганизации нуждается вообще в отдельном разговоре. К сожалению, арбитражные суды не всегда дают правильную правовую оценку представляемых сторонами доказательств правопреемства в отношении спорного права или спорной обязанности. Причиной этого, по мнению автора, является узко-формальный подход отдельных судов к решению данного вопроса, не требующий всестороннего исследования существа дела.
Говоря об объекте исследования, следует отметить, что процедура реорганизации проходила в соответствии с требованиями законодательства. Возникшие проблемы в текущем хозяйствовании связаны, главным образом, с непрофессионально организованной деятельностью института управления обществом и незаконченным процессом государственной поддержки, как в законодательном аспекте, так и материальной помощи становящемуся новому хозяйству.
Итак, реорганизация - процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство.
1. 6.
Приложение А. Сводная таблица по деятельности ОАО ПР «Тимирязевский»
Год |
Выручка,тыс.руб. |
Издержки, тыс.руб. |
Численность работников, чел. |
Зар.плата за год, тыс.руб. |
Проиведено продукции, цетнер. | |||||||||||
зерновых и зернобобовых |
сахарной свеклы |
подсолнечника |
сена |
соломы |
сенажа |
продуктов переработки зерна |
мясо и сало |
молоко |
кожевенное сырьё |
плоды ягод |
рыба | |||||
2004 |
26790 |
24115 |
250 |
6910 |
53102 |
16544 |
1780 |
16204 |
10000 |
27655 |
10112 |
146 |
13897 |
37 |
29 |
49 |
2005 |
26187 |
27824 |
242 |
8150 |
55286 |
10658 |
2581 |
14159 |
10000 |
26520 |
11347 |
109 |
13706 |
- |
16 |
71 |
2006 |
29131 |
23913 |
216 |
7584 |
61696 |
14824 |
1934 |
13165 |
10000 |
28931 |
10367 |
81 |
13747 |
49 |
- |
- |