В этом тесте-анкете надо сначала прочитать каждое утверждение слева, затем – справа и дать оценку по шкале +3 +2 +1 0 -1 -2 -3.
Эти оценки означают: +3 – свойство, указанное слева, проявляется всегда; +2 – свойство, указанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, указанное слева, проявляется нередко; 0 – свойства, указанные справа и слева, проявляются в одинаковой степени (или не проявляются достаточно ясно); -1 – свойство, указанное справа, проявляется достаточно заметно; -2 – свойство, указанное справа, проявляется в большинстве случаев; -3 – свойство, указанное справа, проявляется всегда. Обработка результатов теста: 1) сложить все положительные баллы; 2) сложить все отрицательные баллы; 3) из большей суммы вычесть меньшую; 4) полученный результат разделить на 10.
Положительные значения конечных показаний соответствуют благоприятному, а отрицательные – неблагоприятному психологическому климату. Если у большей части коллектива преобладают отрицательные значения теста, то психологический климат неблагоприятен, и наоборот.
Вот какие результаты мы получили по итогам обработки соответствующих анкет, распространенных среди членов экипажа парохода (табл. 2):
Таблица 2. Характеристика психологического климата в экипаже парохода
Позитивные характеристики |
Баллы |
Негативные характеристики |
1.Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения |
+1,8 |
1.Преобладает подавленное настроение |
2.Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
+1,2 |
2.Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия |
3.Членам коллектива нравится быть вместе |
-0,6 |
3.Члены коллектива не любят совместную работу |
4.Успех и неудачи товарищей вызывают сопереживание |
+0,8 |
4.Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство |
5.Члены коллектива с уважением относятся друг к другу |
+1,4 |
5.Каждый нетерпим к мнению сослуживца |
6.Один за всех, все за одного |
+2.2 |
6.Каждый сам за себя |
7.Чувство гордости за коллектив |
+1,0 |
7.Равнодушие друг к другу |
8.Каждый активен и энергичен |
+2.2 |
8.Каждый инертен и пассивен |
9.Совместные дела всех увлекают |
+1,2 |
9.Коллектив невозможно поднять на совместное дело |
10.В коллективе справедливо относятся друг к другу |
+1,4 |
10.Коллектив распадается на привилегированных и отверженных |
Создание хорошего психологического климата в коллективе является необходимым условием эффективной совместной деятельности работников.
Эффективная совместная деятельность экипажа парохода, как это видно из полученной оценки психологического климата, свидетельствует о наличии в трудовом коллективе таких качеств как сработанность, совместимость и нормальный характер межличностных отношений.
Конфликты, имеющие место в коллективе парохода «Капитан Чагин», характерны практически для всех транспортных судов мира. Среди них следует назвать следующие (разместим их по значимости для жизнедеятельности коллектива):
1)организационные (производственные);
2)внутриличностные (прежде всего сексуальные, вызванные отсутствием регулярной половой жизни у членов экипажа);
3)бытовые.
Среди первой группы конфликтов наиболее распространены чисто производственные конфликты, главная функция которых – качественное выполнение работы, совершенствование производства. К примеру, боцман даёт матросам задание покрасить корму, а грунтовка, которую он выдаёт им, некачественная (старая, полувысохшая и проч.). Матрос из числа тех, кто посмелее и поответственнее, просит боцмана заменить грунт, объясняя своё требование желанием сделать работу качественно, надежно. Как правило, конфликты такого рода разрешаются, как говорят, в «рабочем порядке», т.е. в результате краткосрочного обсуждения возникшей проблемы и оперативного внесения изменений.
Внутриличностные конфликты второго рода сложнее в своем разрешении. К примеру, в развитых странах сексуальный голод моряков принято удовлетворять с помощью проституток, что считается совершенно приемлемым в глазах общественности. Россияне этого не умеют делать, к тому же менталитет, традиции, мораль и т.п. вещи серьезно затрудняют решение этой проблемы деловито, без комплексов. В силу этого обстоятельства решение этих внутриличностных конфликтов нам видится в совершенствовании механизма организации поездок жен к морякам прямо на судно. И в экипаже парохода «Капитан Чагин» склонны именно к такому способу разрешения проблемы, что и организуется командованием регулярно в порту Клайпеды.
Самые простые из конфликтов – бытовые, и простота их заключается прежде всего в лёгкости их разрешения. Так, «проблема» пересоленного супа решается эпизодическими контрольными визитами к повару старшего помощника капитана, обсуждениями проблем питания здесь же, на камбузе, прямо во время приема пищи командой.
Касаясь совокупности двух психологических проблем, имеющих место в море, – замкнутого пространства и авторитарного стиля руководства, которым грешат некоторые капитаны, следует заметить, что именно оторванность от берега заметно усиливает возникающие на этой почве конфликты. Эта проблема имеет место и в экипажах судов западных стран, где капитаны тоже заставляют членов команды выполнять ненужную работу, устраивают досмотры личного имущества рядового состава и т.п. Всё это значительно усиливает конфликты, разрешение которых невозможно без понимания неадекватности поведения самим руководством судна.
Конфликты, возникавшие на почве пьянства, некогда очень беспокоившие российский транспортный флот, сегодня полностью устранены при помощи соответствующих записей в контрактах каждого члена экипажа, которые запрещают употреблять спиртное во время пребывания на судне. Риск списания на берег для нынешнего россиянина, который, по нынешним нищим меркам получает на транспортных судах просто колоссальную зарплату, мгновенно отрезвляет.