1.6. Анализ внутренних факторов и ресурсных возможностей.
Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал, которым располагает организация. Далее, подчеркнутым курсивом, выделены слабые стороны предприятия.
♪ Производственный фактор
Производство предполагает процесс переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого осуществляются следующие операции:
· разработка и проектирование продукта
· выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта
· закупка сырья, материалов и полуфабрикатов
· управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции
· контроль качества – отсутствие системы контроля качества на предприятии
♪ Маркетинговый фактор
Маркетинг предполагает процесс реализации, созданного организацией продукта направленный на удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляются следующие действия:
· изучение рынка
· реклама – недостаточная реклама в СМИ, отсутствие плакатов-описаний продукции.
· ценообразование
· создание систем сбыта
· распределение созданной продукции – хаотичное распределение продукции, отсутствие оперативной связи со складом.
· сбыт
♪ Финансовый фактор
Управление финансами предполагает процесс движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:
· составление бюджета и финансового плана
· формирование денежных ресурсов
· распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации
· оценка финансового потенциала организации
- отсутствие финансового планирования.
♪ Кадровый фактор
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
· подбор и расстановка кадров
· обучение и развитие кадров
· компенсация за выполненную работу – неудовлетворенность персонала заработной платой
· создание условий на рабочем месте
· поддержание отношений с профсоюзами, разрешение трудовых споров
♪ Организационный фактор
Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации . . .
Для определения типа организационной культуры воспользуемся классификацией Р. Харрисона, который выделил четыре типа культуры: власти, роли, задачи и личности. Кондитерскому цеху «7Небо» характерна культура задачи с элементами культуры власти.
Организационная структура является не менее важным фактором развития предприятия. Структура организации представляет собой комплекс средств распределения задач и функций по подразделениям и лицам, их координации во взаимодействии. Организационная структура предприятия представлена в приложении 1. Она довольно простая, так как исследуемое предприятие относится к малому бизнесу и охватывает определенный сегмент рынка. Данный тип культуры соответствует функциональному, который характеризуется наличием функциональных подразделений. Особенностями функциональной ОК являются:
· отсутствие гибкости к нововведениям
· сложность контроля и разделений взаимосвязанных функций
· высокая специализация в рамках отдела
· быстрое прохождение информации
· отсутствие возможности делегирования полномочий
Вывод: при рассмотрении производственного, маркетингового, финансового, кадрового и организационного факторов мы получили возможность провести анализ сильных и слабых сторон организации, и сделать вывод о необходимых изменениях.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Ø Сильныестороны (Strengths) — преимущества организации;
Ø Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
Ø Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Ø Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
S – сильные стороны · Высокие потребительские качества всех видов продукции · Постоянная клиентская база · Налаженный процесс производства · Отсутствие текучести кадров · Цена на продукцию | W – слабые стороны
· Ограниченная ресурсная база (площадь, оборудование) · Износ производственных мощностей (оборудование, автомобили) · Отсутствие гибкости к нововведениям · Отсутствие рекламы · Низкая сплоченность коллектива |
О - возможности со стороны среды
· Привлечение новых клиентов · Появление новых поставщиков · Доступность системы кредитования малого бизнеса · Повышение уровня жизни населения – изменение модели потребления | Т – угрозы со стороны среды
· Развитие существующих конкурентов и появление новых · Изменение законодательства · Уровень инфляции · Нестабильная ситуация в стране. |
Таблица 4. SWOT – анализ кондитерского цеха «7 Небо»
Следовательно, главным направлением изменений будет использование возможностей среды с привлечением сильных сторон организации, для устранения слабостей и предотвращения угроз, т.е. выпуск новой продукции и проникновение на рынок с существующим ассортиментом, введение системы контроля качества, повышение мотивации персонала, проявление особого внимания маркетинговому фактору.
В завершении стратегического анализа необходимо выявить и
проранжировать проблемы и трудности. Для этого используется матрица Глайстера (табл. 5).
Уровни управления и проявления проблем | Суть проблем | Признаки проявления проблемы | Рекомендации по методам решения и ожидаемые результаты. |
1. Организация Кондитерский цех «7 Небо» |
1.Износ производственных мощностей 2.Отсутствие налаженной системы сбыта 3.Невысокая мотивация сотрудников |
-Регулярные поломки оборудования -Неудовлетворенность клиентов службой доставки - Маленькие заявки -Недовольство уровнем заработной платы |
- Покупка и ремонт оборудования -Более ранний выезд, опрос клиентов на желаемое время привоза продукции -Предложение продукции во время приема заявки -Повышение заработной платы, введение система бонусов и поощрений |
2.Подразделение организации Отдел сбыта |
1.Недостаточная дисциплина работников 2.Недостаточная мотивация на результат |
-Опоздания на работу -Прогулы и пропуски по неуважительным причинам -Личные разговоры во время работы -Отсутствие заинтересованности в количестве и качестве заявок |
-Введение дисциплинарных взысканий -Повышение мотивации на результат, путем ощущения личной сопричастности и введения системы поощрений |
3. Индивидуум менеджер по сбыту |
1.Отсутствие навыков поиска рынка сбыта 2.Низкая мотивация из-за невысокой оценки результата руководством |
-Недостаточный опыт работы -Потеря клиентов из-за слабостей системы сбыта -Отсутствие опыта ведения переговоров |
-Развитие коммуникационных навыков -Обсуждение проблем с руководителем -Проявление внимания к клиентам |
4. Технологическая подсистема склад |
Отсутствие информационной базы |
Отсутствие информации о наличии товара на складе |
Наладить информационный канал со складом |