Необходимым условием повышения эффективности управления государственными корпоративными правами являются:
- Оптимизация государственной части, где она владеет пакетами акций. С целью защиты государства от несанкционированного вымывания ее доли в уставных фондах государственных обществ необходимо введение специального права «золотой акции», которое без потери контроля государства одновременно позволяет создать условия для улучшения инвестирования в корпоративный сектор экономики.
Введение данного права особенно важно для усиления влияния государства на приватизированные государственные предприятия и предприятия - монополисты.
При составлении Генерального соглашения на 2004-2005 года профсоюзная сторона настояла, чтоб сторона собственников рассмотрела возможность введения института «золотой акции».
В Великобритании, например, при приватизации большинства предприятий управление резервировал за собой «золотою акцию», что позволяло контролировать структуру и деятельность новой
компании.[10, c 7].
Закон, который позволяет правительству удерживать «золотую акцию» важных предприятий, особенно природных монополий, был принят в Италии;
- Повышение требований государства до отдачи собственности, которая ему принадлежит;
- Усовершенствование старой законодательной базы, или разработка новой, с устранением существующих на сегодняшний день противоречий в вопросах законодательной аргументации принципов управления государственной собственностью;
- Создание реестра четкого учета объектов государственной собственности, содержащего исчерпывающую информацию по каждому из объектов, а также разработка конкретной системы ведения данного учета;
- Разработка комплексного подхода управления государственной собственностью, определение стратегического плана приватизации объектов, с долей государства в уставном фонде, а так же определение сроков и объемов приватизации;
- Разработка системы показателей влияния государства на деятельность объектов, в которых оно владеет определенной долей;
- Повышение квалификации управленческого состава в целом;
- Обеспечение надлежащего уровня финансирования корпораций со стороны государства;
- Создание определенного уполномоченного органа, задачей которого стало бы управление государственными корпорациями
- Усиление контроля за деятельностью корпораций со стороны уполномоченных органов.
Таким образом, можно сказать, что оптимизация границ и структуры государственного и частного сектора созрела давно. Поэтому намерения правительства определятся, какие объекты стратегического значение, а также те, которые обеспечивают национальную безопасность, должны оставаться в собственности государства, не могут не найти поддержки в обществе. Это отвечает и позиции профсоюзов, про что говорилось в предложениях ФПУ (к проекту новой Государственной программы приватизации).
В тоже время следует отречься от стереотипа, что мало или поздно должна быть продана вся государственная собственность и только потому, что государство не в состоянии эффективно ею управлять.
Государственное управление может быть эффективным, если будет создана соответствующая нормативно-правовая база, будет введен элементарный порядок в вопросах контроля и ответственности за использование и обеспечение государственного имущества.
6.