Основополагающим фактором, способствующим сохранению и функционированию государственного сектора служит то, что государство является крупнейшим собственником, которому принадлежат земельные ресурсы, леса, различные предприятия. Во многих индустриально развитых странах на его долю приходится 20-25% национального достояния. В США государственная собственность составляет около 20% национального богатства. В Италии госсектор дает примерно 40% ВВП, в Китае государственные предприятия производят более VI ВВП. По имеющимся данным, в некоторых странах, например, во Франции, в настоящее время функционирует несколько тысяч государственных предприятий, на долю которых приходится приблизительно 1/5 производимого в стране ВВП. На них занято около 14% трудоспособного населения.
Государственный сектор, как правило, опирается на крупные хозяйственные структуры. Об этом свидетельствует, например, АЭС Великобритании, все предприятия которой подчинены компании «Нуклеар электрик», где государство выступает как единственный акционер. Значительную роль крупные государственные группы играют в экономике Франции, В списке 30 крупнейших в мире компаний, находящихся в госсобственности, французские группы «Томсон» (аэрокосмическая промышленность и оборона), «Аэроспасьяль» (аэрокосмическая промышленность), «Газ Франции» и «Электриснте Франс» (энергетика), корпорация «Рено» (автомобилестроительная промышленность), « Юэинор-Сасилор » (металлургическая промышленность), «Томсон» (электронная промышленность),«Рон-Пуленк» (химическая промышленность) и др. занимают заметное место [3, c. 108].
Одним из основных отличий частного и государственного предпринимательства является то, что государственное предпринимательство осуществляется посредством деятельности целого ряда организаций и органов государства, т.е. собственно предпринимательскую деятельность осуществляют предприятия, производящие товары или услуги для общественного потребления, а государство, в свою очередь, владеет всей или большей частью собственности капитала данного предприятия. Следует отметить, что государство не является той структурой, которая непосредственно принимает участие в производственном процессе, государство выступает основополагающей составляющей, без которой эффективное функционирование экономики является невозможным. Это обусловлено тем, что деятельность государственного сектора не всегда представляется возможным оценить по критерию коммерческой выгоды, поскольку государство в процессе своей деятельности в первую очередь должно учитывать общенациональные интересы, обеспечение и повышение уровня национальной и экономической безопасности страны, поддержку национального производителя и повышение уровня его конкурентоспособности на международном рынке.
Государство по праву можно назвать одним из самых крупных работодателей, поскольку оно является основополагающим фактором, обеспечивающим нормальное развитие экономики страны. Особенно большую роль государство играет в обеспечении функционирования таких базовых отраслей, как энергетика, металлургическая и топливно-энергетическая отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, связь, телекоммуникации и т.д. Регулирование таких жизненно важных для населения сфер государство осуществляет посредством использования таких инструментов, как: система правового обеспечения предпринимательской деятельности, создание и поддержание надлежащего состояния инфраструктуры национальной экономической системы, научно-технологическое обеспечение, кадровое обеспечение, стимулирование предпринимательской деятельности и т.д.
Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.
Однако в странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная модель корпоративного управления. Это связано с непрерывным нарастанием сложности стратегического управления коммерческими организациям, стремительным ростом неопределенности экономических процессов, влияние НТП и турбулентного окружения.
При сравнительном анализе, специалисты оперируют в основном тремя моделями корпоративного управления: американской японской и немецкой.[3, c 104]
В последние 10-15 лет в США и в Западной Европе значительно возрос интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к формам и методам управления, используемым японскими компаниями.
Анализ показывает, что современная японская система представляет собой гибкий рациональный механизм. Этот механизм постоянно модифицируется по мере изменения условий функционирования компании и базируется не только на специфических особенностях социально-культурных традиций. Т.Коно профессор управления университета Гакусюин (Токио), характеризуя систему управления, используемую крупными компаниями Японии, отмечает, что мнение об уникальности и неповторимости большинства японских способов управления являются ошибочными, так как современный японский стиль управления сформировался в основном под влиянием идей западноевропейской и американской школ менеджмента и поэтому может с успехом быть применена в практике производственных организаций и других стран. Об этом, например, свидетельствует деятельность японских компаний за рубежом. Ряд исследований, проведенных в последние годы показывает, что именно внешняя среда, т.е. рыночные условия и условия ведения бизнеса, в которых действуют японские компании, обуславливают существенные отличия в их подходе к выработке стратегических и тактических целей функционирования, к формированию организационных структур и выбору методов руководства основными видами деятельности.
Социальная сплоченность и взаимозависимость - очень важный аспект деловой жизни в Японии, глубоко уходящий корнями в Японскую культуру и традиции. Современная модель корпоративного управления сложилась с одной стороны под влиянием этих традиций, с другой - под влиянием внешних сил в послевоенный период. В довоенной Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов, собственность которых была сконцентрирована в руках отдельных семейных кланов. При реализации плана Маршалла послевоенного восстановления экономики безусловными требованиями был демилитаризация и демонополизация экономики, а также дезинтеграция конгломератов. Эти задачи были возложены на вновь созданное министерство промышленности и торговли. Министерство одной стороны, выполнило требования разукрупнения и акционирования конгломератов, с другой - сохранило высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские компании обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно не продавать эти пакеты. Тем самым сохранялся сконцентрированный контроль над компаниями, но формально собственность была достаточно раздробленной. Это был один из тех процессов, который привел к формированию современных финансово – промышленных групп Японии. [4, c 160-163]