Каждая общая функция управления, составляющая КФУ, включает набор процедур: подготовка, согласование, принятие, утверждение и организация выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения. В рамках этого необходимо выделить административные, технологические и патронажные ФУ. Функция считается административной, если среди составляющих ее процедур приоритетна процедура «Принятие решения» или «Утверждение решения». Для технологической — наличие среди процедур, составляющих функцию, приоритетных процедур «Подготовка решения», «Согласование» или «Организации выполнения решения». Если в наборе нет приоритетных процедур, то это патронажная ФУ. Наличие административной общей ФУ в КФУ также придает ей этот же статус.
Взаимосвязь между функциями выражается следующими соотношениями:
Ткфу = Тп + То + Та+ Тк;
Скфу = (Тп x Сп+ Тоx Со+ Та x Са+ Ткx Ск)/Ткфу,
где Тп, То, Та, Тк— трудоемкости, Сп, Со, Са, Ск— номера уровней сложности общих функций управления — планирования, организации, активизации и контроля.
Функции — важнейший элемент при построении структуры организации, наборе персонала и т.д.
Мы подходим к понятию «единичная самостоятельная функция».
Аналогично тому, что здание лучше строить из единичных законченных блоков, чем из кусков или нестандартных блоков, также и в системе формирования функциональных структур использование единичных самостоятельных функций существенно упрощает этот процесс. Это понятие относится как к конкретным, так и к общим функциям управления.
С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход к выделению (формированию) единичной самостоятельной конкретной функции управления (ЕСКФУ) заключается в соблюдении двух условий:
· рассмотрение набора КФУ, используемых в большой
группе организаций в Российской Федерации (назовем
его типовым набором функций),
· наличие в каждой КФУ полного набора общих функций
управления.
Первое условие можно выполнить при рассмотрении группы малых предприятий (МП).
Как показывает практика, независимо от сферы деятельности, малые предприятия имеют близкие по трудоемкости и сложности параметры типовых КФУ. Поэтому примем малое предприятие за основу при определении набора ЕСКФУ. По критерию типизации целесообразно выделить четыре набора КФУ для организаций: базовый, отраслевой, групповой и специальный.
Базовый набор КФУ входит в состав любого конкретного набора функций организации (рис. 2.3).
Рис 2.3.Состав полного наборе КФУ
Базовый набор |
Специальный набор |
Групповой набор |
Отраслевой набор |
Полный набор КФУ для организации |
Базовый набор КФУ составляют:
1) управление производством продукции (товара, услуг, информации и знаний);
2) управление бухгалтерским учетом;
3) управление техническим и социальным развитием;
4) управление техническим и социальным обеспечением;
5) управление технической безопасностью;
6) управление трудом и заработной платой;
7) управление персоналом;
8) управление реализацией;
9) управление маркетингом;
10) управление экономикой;
11) управление финансами;
12) управление рекламой;
13) управление охраной;
14) стратегическое управление;
15) представительская деятельность;
16) консультационная деятельность.
Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной отрасли народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др. В рамках отраслевых функций могут включаться и функции, характерные для подотраслей. Например, для промышленности — функции, характерные для организаций топливно-энергетического и металлургического, машиностроительного, химико-лесного комплексов.
Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации (ООО, ОАО, ЗАО и др.), например, управление ценными бумагами для акционерных обществ, управление внешним и внутренним аудитом для финансово-промышленных групп.
К типовому набору могут присоединяться специфические функции управления, например, управление внешнеэкономической деятельностью, управление подсобным хозяйством.
Второе условие (наличие полного набора общих функций) может быть выполнено путем соблюдения следующего соотношения:
КФУ Î (набор всех общих функций)
(символ О означает включение).
Любая конкретная функция управления должна содержать
весь набор ненулевых по трудоемкости общих функций.
Каждая из КФУ имеет свою трудоемкость. Таким образом, паспорт (стандарт) на каждую ЕСКФУ должен включать: название функции, трудоемкость (Тс) и уровень сложности (Сс) функции.
С учетом соотношения (2.1) условия выделения функции с параметрами (Тс, Сс) в ранг ЕСКФУ будут следующими:
Ткфу = Те;
Скфу= Сс, (2.2)
где Тп, То, Та, Тк, Сп, Со, Са, Скне имеют нулевых значений.
Исходя из значения трудоемкости ЕСКФУ можно предложить следующее соотношение для определения уровня трудоемкости КФУ для конкретного МП:
1,5 5 Тс< Ткфу— высокий уровень;
0,8 5Тс< 7 кфу< 1,2 5 Тс— нормативный уровень; (2.3)
7 кфу< 0,5 5 Тс— низкий уровень.
КФУ с высоким уровнем трудоемкости свидетельствует об элементах непрофессионализма в управленческой деятельности, т.е. работники выполняют порученные функции дольше, чем положено. КФУ с низким уровнем трудоемкости свидетельствует либо о широком использовании современных информационных технологий при сохранении прежнего штата работников, либо об элементах непрофессионализма в управленческой деятельности, т. е. работники выполняют функции быстрее, чем положено, либо в силу их чрезмерного профессионализма, либо в силу поверхностного отношения к ним.
Взаимосвязь между трудоемкостью (Трф) и уровнем сложности (Соф), общей функцией и процедурами будет выражаться следующими соотношениями:
Тоф = Тпо + Тос+ Тпро+ Тут + Тор;
Соф= (Тпо 5Спо+ Тсо5Ссо+ Тпр5Спр+ Тут5Сут+ Тор5Сор) / Тоф, (2.4)
где Тпо, Тсо, Тпр, Тут, Тор, Спо, Ссо, Спр, Сут, Сор — трудоемкости и уровни сложности соответствующих процедур.
В качестве стандартов на общие функции предлагается их набор, составляющий соответствующую ЕСКФУ. Таким образом, паспорт (стандарт) на единичную самостоятельную общую функцию управления (ЕСОФУ) включает: название функции, трудоемкость (ТОс) и уровень сложности (СОс) функции.