Введение
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления (СУ) организации, ее изучение и совершенствование — постоянная задача руководителя.
Реформирование экономики и глобальная информатизация общества усиливают внимание специалистов к системе управления организации в целях ее совершенствования, СУ представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникации между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления. Все работы в области управления организациями, консультирования так или иначе касаются структуры и содержания системы управления. Так, ООО «Ударновская», успешно реализующая свой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации организации, считает, что СУ базируется на трех основных составляющих:
• информационной поддержке процессов разработки и реализации решений;
• наборе типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач;
• системе активизации персонала.
Организация как функция управления
Оптимизация данных составляющих и является, по мнению корпорации, основным направлением совершенствования системы управления. Эти составляющие очень важны, но фиксируют некоторый этап состояния СУ, место СУ показано на рис. 1.,
Социальная система | |||||||||
Организация | |||||||||
Система управления | |||||||||
Производством | управленческой деятельностью | ||||||||
Рис. 1 Место системы управления в социальной системе
и, по нашему мнению, отражают лишь часть современной системы управления, которая должна включать элементы развития, в том числе методологическую (управленческую) поддержку при разработке и реализации решений.
Анализ существующих подходов к СУ позволил сформировать для нее общее определение: Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникации между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. СУ — это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.
Реальная экономическая, организационная и психологическая эффективность такого совершенствования зависит от методики и времени проведения, интуиции и профессиональной подготовки руководителя или специалиста. Можно предложить расширенный набор элементов, входящих в СУ и состоящий из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники
управления. Рис. 1.1
Методология управления включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Система управления
П о д с и с т е м ы
Методологи Процесс Структура Техника
управления управления управления управления
Элементы системы управления
Цели, задачи Коммуникации Функ. структуры Компьютерная и оргтехника
Законы и принципы Схема процесса схема орг. отношений Офисная мебель
Методы Функции Разработка и реализация Организационные Сети связи
решений структуры
Технология и Информационное Профессионализм Система
Практика обеспечение персонала документоборота
управления
Управленческая деятельность Механизм управления
Рис. 1.1 Структура элементов системы управления организации
Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала,
Техника управления включает: компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние или внешние типа 1мете1), систему документооборота.
В свою очередь методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техник управления — механизм управления. Состояние элементов системы управления организации непосредственно отражается на эффективности ее функционирования в целом.
в целом.
Основная задача системы управления — формирование профессиональной управленческой деятельности (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явление.
Как процесс ПУД — это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление ПУД - это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. Часто полагают, что нет нужды в стандартах для ПУД, так как это существенно снижает гибкость (быструю перестройку) элементов системы управления. В теории управления ПУД рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука — это прагматизм, а искусство — творчество, В результате преобладания в практической управленческой деятельности (менеджменте) искусства управления в ряде публикаций ее называют особым или специфическим видом труда. В теории управления трудно найти грань, отделяющую науку от искусства. С нашей точки зрения, таким индикатором может стать стандарт на тот или иной процесс или явление в ПУД рис. 1.2
Управленческие технологии Интуиция. Опыт
Функции и структуры ? Здравый смысл
Законы, закономерности Озарение