2. Совершенствование системы менеджмента организации |
Система менеджмента организации – система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая и внешнего окружения и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем). При анализе уровня конкурентоспособности стран МВФ отмечен низкий уровень системы управления в России. |
Совершенствование системы менеджмента организации с применением рассмотренных ранее системного, воспроизводственно-эволюционного и других подходов позволит повысить качество и эффективность системы управления за счет снижения неопределенности, повышения организованности и других факторов. В системном подходе первичным является внешнее окружение системы, а ее внутренняя структура – вторичным. |
Для реализации принципа персоналу организации необходимо пройти курс обучения по «Системе менеджмента», «Принципам и методам управления», «Стратегическому маркетингу», «Разработке управленческих решений», «Управлению конкурентоспособностью» и другим дисциплинам. Знания и мотивы – главные инструменты достижения цели. |
3. Применение научных подходов к процессам |
К научным подходам относятся системный, структурный, маркетинговый, вопроизводственно-эволюционый, функциональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситуационный и др. |
Применение научных подходов к разработке и реализации управленческих решений в области организации производства позволит повысить организованность и эффективность производственных и управленческих процессов, экономно использовать ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции. |
Для реализации принципа руководству необходимо организовать обучение персонала этим научным подходам, контролировать и стимулировать их применение. |
4. Обеспечение инновационного характера развития организации |
Развитие на основе разработки новшеств (патентов, ноу-хау) и их внедрения (т.е. инновации) ради улучшения деятельности в любой сфере, получения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными. |
Наряду с предыдущими принципами соблюдения данного принципа ведет к переходу организации из разряда отстающих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится 85-95% прироста ВВП |
Для реализации принципа необходимо активизировать инновационную деятельность (начиная с системы образования и формирования государственной инновационной политики). Средства от продажи сырья и инвестиции должны прежде всего направляться в разработку новшеств и их внедрение. |
5. Ориентация процессов на качество |
Качество любых объектов (товаров, работ, услуг, документов, процессов) является приоритетным фактором конкурентного преимущества организации. |
Позволяет повысить конкурентоспособность управляемых объектов (на первом уровне дерева конкурентоспособности находятся качество объекта, его цена, затраты в сфере потребления и качество сервиса в соотношении 4:3:2:1. |
Для реализации принципа необходимо: 1)из состава показателей качества вывести показатели ресурсоемкости; 2)разработать системы показателей качества различных объектов; 3)увязать проблему качества с другими проблемами по вертикали и горизонтали; 4)обучить персонал системе обеспечения качества. |
6. Обеспечение адаптивности производственных и управленческих процессов |
Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структуры организации. |
Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потребителей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха). |
Строить производственные и управленческие процессы из быстро- и легкозаменяемых блоков, ориентированных на выполнение конкретной работы или выпуск конкретной продукции, мониторинг параметров внешнего окружения и внутренней структуры системы. |
7. Подбор команды профессионалов |
Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему. |
Позволяет повысить организованность, надежность и эффективность функционирования организации. |
Готовить профессионалов в ВУЗах, ориентированных на выпуск конкурентоспособных специалистов. |
8. Обеспечение сопоставимости управленческих решений |
Сопоставимость управленческих решений должна обеспечиваться путем учета следующих факторов: качество объекта, масштаб его производства, освоенность, метод получения информации, условия применения, инфляция, риск и неопределенность. |
Позволяет повысить качество и эффективность управленческого решения как «позвоночника» менеджмента. |
Научить менеджеров методам формирования качественных управленческих решений, автоматизировать мониторинг параметров внешнего окружения организации и ее внутренней структуры. |
9. Рациональное сочетание централизации и универсализации процессов |
Централизация – принятие управленческих решений центральными (специализированными функциональными отделами) и их реализация производственными органами управления. Универсализация – принятие и реализация решений комплексными (универсальными, многофункциональными) отделами или производственными подразделениями. |
Излишняя централизация отрывает субъект управления от объекта, а излишня универсализация повышает трудоемкость работ. Поэтому желательно находить оптимум при помощи построения графика критической программы на основе расчета постоянных и переменных частей расходов. |
Автоматизировать калькулирование себестоимости каждого наименования работ в массовом или крупносерийном производстве, применение экономико-статистических методов расчета элементов затрат в мелкосерийном и единичном производствах. |
10. Рациональное сочетание методов управления персоналом |
В зависимости от степени свободы объекта управления методы следует подразделять на три вида: принуждения, побуждения и убеждения (при применении последних двух объект управления имеет максимальную свободу) |
Правильный выбор соотношения применяемых методов управления позволяет оптимизировать управленческие процессы. Предлагается соотношение методов управления 4:4:2, т.е. приоритет должен отдаваться методам принуждения и побуждения. |
Провести исследования по оптимизации структуры методов управления персоналом организации. Неправомерно говорить, например, о переходе от административных (точнее, директивных) методов управления к социально-психологическим методам (точнее, методам убеждения). |
11. Ранжирование объектов управления |
Установление важности (весомости) данного объекта управления по сравнению с другими по какому-либо критерию (качеству, эффективности, срочности). |
Позволяет направлять ресурсы (финансовые, трудовые, информационные) на обеспечение процессов, связанных с наиболее эффективным объектом. |
Разработать оптимизационные модели ранжирования различных объектов по разным критериям. |
12. Персонификация управления и стимулирование результатов труда |
Установление системы управления, в которой: каждый работник знает свою сферу деятельности; документирован круг его обязанностей; у него - один начальник; труд достаточно мотивирован; работник несет ответственность за эффективность на выходе системы – в процессе потребления его труда. |
Повысить обоснованность системы поощрения и наказания в зависимости от качества труда каждого работника в целях повышения эффективности производства |
Разработать и внедрить простую систему поощрения и наказания каждого работника за результаты труда. |