- Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:
q целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства и т.п.);
q функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).
q обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).
Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.
Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
3.1. Миссия организации и стратегическое видение.
Высшее руководство ОАО «Люкс» сформулировало миссию своей организации следующим образом:
Добиться и поддерживать наибольшую сумму прибыли и удовлетворённость потребителя путем обеспечения его всем необходимым и создания комфортных условий граждан (прислушиваться к мнениям и пожеланиям клиентов).
На основе анализа собственной миссии и состояния внешней среды организация формирует стратегическое видение - описание того состояния, которое она хочет достигнуть к определенному времени:
«К 2010 году ОАО «Люкс» станет самой крупной и известной фирмой в области гостиничного бизнеса, будет лидером на рынке, характеризоваться быстрым и высококачественным обслуживанием клиентов и с хорошими условиями для работы своих сотрудников.»
3.2. Цели организации.
Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
Доходы организации:
Прибыльность
Положение на рынке
Финансовые ресурсы
Мощности организации
Разработка, производство продукта и обновление технологии
Работа с клиентами:
Работа с потребителями
Работа с сотрудниками:
Изменения в организации и управлении
Человеческие ресурсы
Социальная ответственность:
Оказание помощи обществу (благотворительные акции, например).
Рассмотрим цели организации ОАО «Люкс» в аспекте долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Поскольку цели, установленные организацией в сферах работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности, не могут быть количественно измерены, рассмотрим цели фирмы только в сфере её доходов.
1. Прибыльность
Долгосрочная цель: Рост прибыльности организации на 20% к 2007г.
Среднесрочные цели: Увеличение прибыли до 70 млн. руб. в год к 2007г.
Краткосрочные цели: Увеличение прибыли от оказания услуг до 47 млн. руб. к 2007г.
Увеличение прибыли от долевого участия фирмы на 10% к 2007 г
Снижение издержек на 15% к 2007 г.
2. Рынки
Долгосрочная цель: Увеличение доли рынка до 30% к 2008г.
Среднесрочные цели: Привлечение клиентов
Краткосрочные цели: Усиление рекламы
Введение скидок постоянным клиентам
Расширение рынков
Снижение цены на 7% в 2006г.
3. Эффективность
Долгосрочная цель: Увеличение эффективности труда на 25% к 2007г.
Среднесрочные цели: Увеличение кол-ва оказываемых услуг на 1 работника
Повышение квалификации рабочих и служащих
Краткосрочные цели: Повышение уровня компьютеризации
4. Финансовые ресурсы
Долгосрочные цели: Достижение финансовой устойчивости организации
Среднесрочные цели: Достижение стабильной платежеспособности фирмы
Краткосрочные цели: Увеличение оборотного капитала фирмы на 15% к 2006г.
Таким образом, фирма ОАО «Люкс» установила цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.
3.3. SWOT - анализ
3.3.1. Оценка и анализ внешней среды.
Проанализируем внешнюю среду, в которой действует ОАО «Люкс».
Табл.3 Анализ внешней среды фирмы ОАО «Люкс»
Группа факторов |
Факторы |
Факторы | ||
Способствующие достижению целей |
Препятствующие достижению целей | |||
1. Экономические факторы |
1. Нормы налогообложения. 2. Таможенные пошлины. 3. Курс валюты. 4. Темпы инфляции. 5. Уровень безработицы. |
+ |
- - - - - | |
2.Рыночные факторы |
1. Уровень конкуренции. 2. Демографические условия. 3. Уровень доходов населения. |
+ + + |
- - - | |
3.Технологические факторы |
1. Совершенствование средств связи. 2. Совершенствование средств доставки товаров. |
+ + | ||
4. Социальные факторы. |
1. Отношение людей к работе и к качеству жизни. 2. Установки, жизненные ценности и традиции. 3. Уровень образования рабочей силы. |
+ + + |
- - | |
Проанализируем влияние каждого из внешних факторов на деятельность фирмы ОАО «Люкс».
Экономические факторы.
Налоги (-)
Одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние на фирму, являются нормы налогообложения.
В настоящее время налоговая система нашей страны далеко не совершенна. Существует большое количество разнообразных налогов, которые фирма вынуждена выплачивать государству.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы облегчить налоговое бремя предприятий с целью стимулирования их развития, государству необходимо совершенствовать свою налоговую политику, что и делается в последнее время (введение Налогового кодекса, снижение ставок налогов на прибыль, подоходного налога, отмена ряда налогов и т.п.). Таким образом, следует учитывать, что в России будет складываться благоприятная налоговая обстановка.
Кроме того, для фирмы существуют законные способы уменьшения налогового бремени. Основной из них - оптимизация налоговой политики путем внедрения и использования систем управленческого и операционного учета. Кроме того, в первые годы работы фирме предоставлялись некоторые налоговые льготы, но впоследствии они были сняты.
Таможенные пошлины (-)
Данная фирма производит закупки большей части оборудования у производителей за границей. Следовательно, величина таможенных пошлин будет оказывать значительное влияние на ценовую политику фирмы.