рефераты по менеджменту

Особенности работы менеджеров в кризисных ситуациях

Страница
5

Каким же образом можно измерить успех управленческой концепции? Конечной целью всех видов деятельности предприятия является улучшение производственных результатов или повышение его стоимости. Когда речь идет об успехе сбалансированной системы показателей, то здесь нужна своя шкала оценок. Авторы концепции сообщают о ряде известных предприятий, прибыли которых резко выросли после внедрения системы. Однако подобные оценки общего порядка могут быть признаны несостоятельными при более тщательном причинно-следственном анализе. Имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что глубокую удовлетворенность от реализации той или иной стратегии часто вызывают второстепенные аспекты.

Следует заметить, что убедительные доказательства успеха многих других управленческих инструментов (управление портфелем, калькуляция издержек процесса и пр.) отсутствуют вовсе. Р. Каплан признает, что его теория несовершенна, поскольку в ней нет критически важного компонента, а именно средства оценки. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.

Вместе с тем преимущества сбалансированной системы показателей с точки зрения менеджеров-практиков велики. Вот некоторые из них:

· увязка оперативного и стратегического менеджмента достигается с помощью многоаспектного и практичного метода;

· четыре основных аспекта (потребительский, хозяйственный, инновационный и финансовый) образуют всеохватывающую схему для «проводки» сверху вниз стратегии предприятия по всем его иерархическим уровням;

· дискуссии по проблеме реализации стратегии приобретают объективный характер в связи с необходимостью отыскания единиц измерения и благодаря так называемой стратегической карте;

· предлагаемая система управления делает возможной широкую, сориентированную на обучение коммуникацию по всем уровням предприятия;

· новая концепция удачно интегрируется с системой контроллинга и хорошо увязывается с методами управления, нацеленными на повышение стоимости предприятия.

Необходимо указать и на определенные недостатки, также выявленные менеджерами-практиками:

· внимание чрезмерно фокусируется на управлении, базирующемся на показателях, и игнорируются «мягкие» факторы;

· не обеспечивается однозначность определенных связок «цель — средство» и «стратегической карты»;

· еще не решены многие проблемы измерения;

· компоненты «проводки» сверху вниз по иерархии организации могут тормозить мотивацию осуществления проекта;

· концепцией не предусмотрены механизмы разрешения конфликтов.

Квинтэссенцию преимуществ, выявленных на практике, можно кратко выразить следующим образом: сбалансированная система показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно увязать стратегию предприятия с оперативным бизнесом; кроме того, новая система дает возможность принимать вполне объективные решения в области распределения ресурсов.

Организация управления по бизнес процессам в кризисных ситуациях на примере Саратовского авиационного завода.

Саратовский авиационный завод, известный в мире самолетами Як-40, Як-42, Як-54, проек­том «летающей тарелки», стал в России одним из первых крупных предприятий ВПК, про­шедших через процедуру приватизации: 10 ян­варя 1991г. принято правительственное по­становление о реорганизации завода в акцио­нерное общество закрытого типа, но докумен­ты там начали разрабатывать еще в 1989 г.

На конверсию, которая охватила более 40% объе­ма производства, а также на реорганизацию производства «под рынок» за 11 лет САЗ полу­чил из государственного бюджета всего 60 тыс. руб. Поэтому 99% всех преобразований пред­приятие выполнило за свой счет, наладив вы­пуск сложной продукции гражданского на­значения. С 1992 г., когда объемы производст­ва по стране стали сокращаться, саратовские авиастроители лишь в 1993 г. допустили сни­жение на 4%. САЗ не только выживает, но и целенаправленно набирает потенциал для тех­нологического прорыва в будущее.

На САЗе осуществлен процесс иннова­ций, шедший одновременно по трем взаимо­связанным направлениям:

реконструкция и сертификация произ­водства, совершенствование технологии, до­ведение продукции до уровня требований ми­рового рынка;

совершенствование управления при по­этапном переходе завода в акционерную соб­ственность (через коллективную), начавшем­ся задолго до ваучерной приватизации;

переориентация в социально-психоло­гическом плане на человека-производителя и потребителя.

«Мы прошли сложным, хрупким, как бы параллельным, путем преобразований — посте­пенным, многоступенчатым. Не тем, каким пошли российские предприятия — без предварительной кропотливой подготовки, минуя этапы, не прививая людям исподволь понима­ние и осознание перемен»,- напишет позднее А.Ермишин в своей книге «Технология созида­ния», анализируя пройденный путь.

Технологическая структура любого круп­ного завода в СССР складывалась в условиях планово-централизованной экономики и не была приспособлена к рыночному управле­нию. Поэтому в ходе приватизации многие из таких предприятий превратились в «агрегат­ные множества» из малосвязанных и даже со­всем несвязанных производств и территорий, арендованных посторонними организациями. И одна из проблем, решенных в свое время на авиазаводе, — это приведение технологиче­ской структуры к виду, удобному для привати­зации. Из общего состава производства на по­луавтономное существование были выделены заготовительно-штамповый, механический, агрегатно-блочный заводы, завод подготовки производства, а также металлургический ком­плекс. Все эти составляющие АОЗТ подразде­ления имеют свои расчетные счета и находят­ся друг с другом в экономических отношени­ях, покупая необходимое для производства и продавая конечный продукт.

Для управления этим производственным комплексом необходимо было переоборудовать 40 тыс. м2 заводских площадей, свести в одно место девять стапелей, находившихся ранее на различных территориях. Технология в каждом из этих блоков доведена до современных миро­вых стандартов и подготовлена под гибкое про­изводство. В частности, на механическом заводе введена групповая технология, обеспечиваю­щая быстрый переход с производства одной де­тали на другую. В результате технологическая структура авиастроительного объединения в це­лом оказалась приспособленной к современ­ным требованиям «управления многообрази­ем», когда, например, каждый пассажирский самолет может иметь неповторимый дизайн са­лона под индивидуальный заказ.

Завод совершенных технологий. Особую роль в техноструктуре объединения иг­рает завод подготовки производства. Это свое­го рода минитехнопарк, способный делать то, что является слабым местом российских пред­приятий — переводить перспективные техни­ческие проекты в технологии современного мирового уровня. Такая схема, по словам гене­рального директора АОЗТ А.Ермишина, по­зволяет фирме каждый год осваивать произ­водство нового типа самолета. А в перспективе завод подготовки производства может стать центром адаптации современных технологий: западных — к условиям России и российских — к условиям Запада, а также технологическим посредником на экономических, рыночных принципах между российскими и западными предпринимателями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту