Каким же образом можно измерить успех управленческой концепции? Конечной целью всех видов деятельности предприятия является улучшение производственных результатов или повышение его стоимости. Когда речь идет об успехе сбалансированной системы показателей, то здесь нужна своя шкала оценок. Авторы концепции сообщают о ряде известных предприятий, прибыли которых резко выросли после внедрения системы. Однако подобные оценки общего порядка могут быть признаны несостоятельными при более тщательном причинно-следственном анализе. Имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что глубокую удовлетворенность от реализации той или иной стратегии часто вызывают второстепенные аспекты.
Следует заметить, что убедительные доказательства успеха многих других управленческих инструментов (управление портфелем, калькуляция издержек процесса и пр.) отсутствуют вовсе. Р. Каплан признает, что его теория несовершенна, поскольку в ней нет критически важного компонента, а именно средства оценки. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.
Вместе с тем преимущества сбалансированной системы показателей с точки зрения менеджеров-практиков велики. Вот некоторые из них:
· увязка оперативного и стратегического менеджмента достигается с помощью многоаспектного и практичного метода;
· четыре основных аспекта (потребительский, хозяйственный, инновационный и финансовый) образуют всеохватывающую схему для «проводки» сверху вниз стратегии предприятия по всем его иерархическим уровням;
· дискуссии по проблеме реализации стратегии приобретают объективный характер в связи с необходимостью отыскания единиц измерения и благодаря так называемой стратегической карте;
· предлагаемая система управления делает возможной широкую, сориентированную на обучение коммуникацию по всем уровням предприятия;
· новая концепция удачно интегрируется с системой контроллинга и хорошо увязывается с методами управления, нацеленными на повышение стоимости предприятия.
Необходимо указать и на определенные недостатки, также выявленные менеджерами-практиками:
· внимание чрезмерно фокусируется на управлении, базирующемся на показателях, и игнорируются «мягкие» факторы;
· не обеспечивается однозначность определенных связок «цель — средство» и «стратегической карты»;
· еще не решены многие проблемы измерения;
· компоненты «проводки» сверху вниз по иерархии организации могут тормозить мотивацию осуществления проекта;
· концепцией не предусмотрены механизмы разрешения конфликтов.
Квинтэссенцию преимуществ, выявленных на практике, можно кратко выразить следующим образом: сбалансированная система показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно увязать стратегию предприятия с оперативным бизнесом; кроме того, новая система дает возможность принимать вполне объективные решения в области распределения ресурсов.
Саратовский авиационный завод, известный в мире самолетами Як-40, Як-42, Як-54, проектом «летающей тарелки», стал в России одним из первых крупных предприятий ВПК, прошедших через процедуру приватизации: 10 января 1991г. принято правительственное постановление о реорганизации завода в акционерное общество закрытого типа, но документы там начали разрабатывать еще в 1989 г.
На конверсию, которая охватила более 40% объема производства, а также на реорганизацию производства «под рынок» за 11 лет САЗ получил из государственного бюджета всего 60 тыс. руб. Поэтому 99% всех преобразований предприятие выполнило за свой счет, наладив выпуск сложной продукции гражданского назначения. С 1992 г., когда объемы производства по стране стали сокращаться, саратовские авиастроители лишь в 1993 г. допустили снижение на 4%. САЗ не только выживает, но и целенаправленно набирает потенциал для технологического прорыва в будущее.
На САЗе осуществлен процесс инноваций, шедший одновременно по трем взаимосвязанным направлениям:
реконструкция и сертификация производства, совершенствование технологии, доведение продукции до уровня требований мирового рынка;
совершенствование управления при поэтапном переходе завода в акционерную собственность (через коллективную), начавшемся задолго до ваучерной приватизации;
переориентация в социально-психологическом плане на человека-производителя и потребителя.
«Мы прошли сложным, хрупким, как бы параллельным, путем преобразований — постепенным, многоступенчатым. Не тем, каким пошли российские предприятия — без предварительной кропотливой подготовки, минуя этапы, не прививая людям исподволь понимание и осознание перемен»,- напишет позднее А.Ермишин в своей книге «Технология созидания», анализируя пройденный путь.
Технологическая структура любого крупного завода в СССР складывалась в условиях планово-централизованной экономики и не была приспособлена к рыночному управлению. Поэтому в ходе приватизации многие из таких предприятий превратились в «агрегатные множества» из малосвязанных и даже совсем несвязанных производств и территорий, арендованных посторонними организациями. И одна из проблем, решенных в свое время на авиазаводе, — это приведение технологической структуры к виду, удобному для приватизации. Из общего состава производства на полуавтономное существование были выделены заготовительно-штамповый, механический, агрегатно-блочный заводы, завод подготовки производства, а также металлургический комплекс. Все эти составляющие АОЗТ подразделения имеют свои расчетные счета и находятся друг с другом в экономических отношениях, покупая необходимое для производства и продавая конечный продукт.
Для управления этим производственным комплексом необходимо было переоборудовать 40 тыс. м2 заводских площадей, свести в одно место девять стапелей, находившихся ранее на различных территориях. Технология в каждом из этих блоков доведена до современных мировых стандартов и подготовлена под гибкое производство. В частности, на механическом заводе введена групповая технология, обеспечивающая быстрый переход с производства одной детали на другую. В результате технологическая структура авиастроительного объединения в целом оказалась приспособленной к современным требованиям «управления многообразием», когда, например, каждый пассажирский самолет может иметь неповторимый дизайн салона под индивидуальный заказ.
Завод совершенных технологий. Особую роль в техноструктуре объединения играет завод подготовки производства. Это своего рода минитехнопарк, способный делать то, что является слабым местом российских предприятий — переводить перспективные технические проекты в технологии современного мирового уровня. Такая схема, по словам генерального директора АОЗТ А.Ермишина, позволяет фирме каждый год осваивать производство нового типа самолета. А в перспективе завод подготовки производства может стать центром адаптации современных технологий: западных — к условиям России и российских — к условиям Запада, а также технологическим посредником на экономических, рыночных принципах между российскими и западными предпринимателями.