Заключение о стоимости бизнеса по сравнительному подходу
Метод ценовых мультипликаторов 870,75 тыс. р. 0,6
Метод сделок 734,06 тыс. р. 0,4
Стоимость предприятия по сравнительному подходу = 870,75 · 0,6 + 734,06 · 0,4 = 816,08 тыс. р.
Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП)
Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Основные этапы метода дисконтированных денежных потоков
1. Выбор модели денежного потока (ДП).
1. Определение длительности прогнозного периода.
2. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
3. Анализ и прогноз расходов.
4. Анализ и прогноз инвестиций.
5. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
6. Определение ставки дисконта.
7. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
8. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
9. Внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока
При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала
Определение длительности прогнозного периода
Согласно методу ДДП стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогнозного денежного потока на какой-то будущий временной период. Учитывая ситуацию в экономике страны, оптимальным прогнозным периодом можно считать 3-5 лет.
Определение ставки дисконта
С технической точки зрения ставка дисконта - это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвестором ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Существуют различные методики определения ставки дисконта:
Мы выбрали метод кумулятивного построения. Он осуществляется в два этапа:
1. Определение соответствующей ставки дохода.
2. Оценка величины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию.
Таблица 2.11
Экспертная оценка величины премии за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию
Вид риска | Значение, % (0-5) |
Руководящий состав: качество управления | 5 |
Размер компании | 5 |
Финансовая структура (источники финансирования компании) | 5 |
Товарно-территориальная диверсификация | 5 |
Диверсифицированность клиентуры | 5 |
Уровень и прогнозируемость прибылей | 5 |
Прочие риски | 5 |
Итого величина ставки дисконта | 35 |
В табл.2.13 приведены максимальные значения риска. В зависимости от размера компании, ее положения на рынке, величина риска может варьироваться от 0-5.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют тот или иной способ расчета ставки дисконта:
· метод расчета по ликвидационной стоимости. Применяется в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство предприятия с последующей продажей имеющихся активов;
· метод расчета по стоимости чистых активов. Техника расчета аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию. Используется для стабильного бизнеса;
· метод предполагаемой продажи, состоящий в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний;
• метод Гордона. По этому методу годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации.
Составим бизнес-план предприятия. Темп роста выручки от реализации затрат на производство составляет 3 % в год.
Таблица 2.12
Расчет денежного потока
№ п/п |
Наименование статьи |
Отчетный период | Прогнозный период |
Постпрогнозный период | ||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
1 |
Выручка от реализации, тыс. р. |
8748 |
8748 | 9010,44 | 9280,755 | 9559,179 |
2 |
Затраты на производство, тыс. р. |
7659 |
8757 | 9019,44 | 9289,755 | 9568,179 |
3 |
Валовая прибыль (п.1 – п.2), тыс. р. |
1089 |
8766 | 9028,44 | 9298,755 | 9577,179 |
4 |
Налогооблагаемая при быль, тыс. р. |
162 |
8775 | 9037,44 | 9307,755 | 9586,179 |
5 |
Налог на прибыль (24 % |
38,88 |
8784 | 9046,44 | 9316,755 | 9595,179 |
6 |
Чистая прибыль (п.4 - п. |
8748 |
8793 | 9055,44 | 9325,755 | 9604,179 |
7 |
Денежный поток, тыс. р. |
7659 |
8802 | 9064,44 | 9334,755 | 9613,179 |