На этой стадии каждый проект оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки бизнес-плана.
Эти предложения одновременно являются заявками на разработку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций. При необходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели проектов.
Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности. Наиболее крупные мероприятия, требующие значительных объемов инвестиционных ресурсов, должны пройти дополнительное технико-экономическое обоснование, которое делается в "бизнес-
планировании".
Имеются 4 мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана:
1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.
2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.
3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная система управления предприятием.
4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и субъектам хозяйствования, т.е. он является важнейшим средством коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиентами, покупателями и партнерами.
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутризаводского планирования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов.
Бизнес-план, предоставляемый с целью получения небольших или средних объемов инвестиций (кредитов), не должен превышать по объему 20-25 страниц. Бизнес-план, требующий привлечения значительных объемов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах. Следует отметить, что в указанный объем не включаются приложения, которые должны дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность. Основное требование к бизнес-плану - его реальность.
Структура бизнес-плана. Бизнес-план должен включать следующие разделы.
1. Резюме. Структура резюме должна соответствовать структуре самого бизнес-плана, объем его не должен превышать четырех машинописных страниц. Резюме должно быть написано кратко, ясно, доступным языком, исключая сложную техническую терминологию, готовится оно после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.
2. Особо следует отметить моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и технологическую новизну проекта:
1. Описание предприятия.
2. Продукция.
3. План маркетинга.
4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы
5. Производственный план
6. Организационный план управления предприятием
7. Реализация проекта
8. Финансовый план.
9. Юридические аспекты
3. Приложения. Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основные разделы материалы (спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о руководителе предприятия (инвестиционного проекта), инвесторах, экспертах, консультантах проекта, рекламных материалах и пр.
Принятие решений по источникам финансирования является важнейшим этапом инвестиционного планирования. Сюда входят следующие процедуры.
1. Информационная работа
Одним из факторов, сдерживающим инвестиционную деятельность, является неразвитость фондового рынка вообще и его инфраструктуры в частности. В этих условиях получение точной информации об объектах инвестирования приобретает огромное значение как для инвесторов, так и для предприятий (эмитентов).
Это позволяет инвесторам оценить перспективность вложений, а для эмитентов наличие точной и достоверной информации служит предпосылкой к повышению ликвидности акций, росту их курсовой стоимости, получению кредитов и прямых инвестиций.
Чтобы принять решение о вложении средств в "дело", инвестор должен знать об эмитенте практически все. Для этого ему нужен не только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о поставщиках и покупателях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия на рынке производимого им товара и о многом другом.
Возможности эмитентов в предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему:
• опубликование в средствах массовой информации сведений о самых общих показателях, ориентированных на массовых акционеров;
• опубликование статей и проспектов в аналитических изданиях;
• издание специальных "инвестиционных паспортов".
Инвестиционный паспорт — это документ, подготовленный, как правило, независимым экспертом (аудиторской фирмой), который содержит всеобъемлющую информацию о работе предприятия за последние три-пять лет.
2. Выбор источников финансирования
Источники финансирования инвестиций могут быть классифицированы по следующим признакам: внешние; внутренние (рис.).
|
Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное и внешнее заемное финансирование.
Внешнее собственное финансирование предполагает поступление средств как от имеющихся собственников, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии (выпуска акций), а также неэмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей (паев) и расширением круга собственников).
Внешнее заемное финансирование предполагает использование средств заемных инвесторов (банков, инвестиционных фондов, других предприятий и т.п.).
Оно охватывает:
1) кредитное финансирование, которое включает следующие виды кредита:
• долгосрочный (облигации, ссуды под долговые обязательства, долгосрочные ссуды);
• краткосрочный (кредит поставщиков; кредит клиента; контокоррентный кредит; кредит по учету векселей);
• особые формы кредита (лизинг, факторинг, форфетинг).