Приведенный список не является исчерпывающим(такой список по отмеченным выше причинам составить практически невозможно).Однако, он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.
Мотивация в системе повышения квалификации управленческих работников преимущественно базируется на теории ожидания, которая предполагает наличие определенной цели у работника, решившего повысить свою квалификацию, и пути достижения этой цели в надежде на то, что чем выше будет его квалификация, тем быстрее будет осуществляться его профессиональный должностной рост и связанная с этим мотивация труда.
Любая модель мотивации вообще и в системе повышения квалификации, в частности, включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости и связана, прежде всего, с затратами дополнительных усилий (умственных, физических), полученными результатами, уровнем вознаграждения и степенью удовлетворенности. В свою очередь, удовлетворение - это результат воздействия внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Насколько справедливо вознаграждение по результатам повышения квалификации, настолько управленческий работник будет стремиться к ее повышению.
Актуальностью данной проблемы является тот факт, что в условиях перехода к рыночным отношениям особенно обострилась ситуация в области повышения квалификации и переподготовки персонала, так как рыночные отношения выдвинули принципиально новые требования не только к руководителям предприятий, но и к инженерно-управленческим работникам. Возросла в несколько раз потребность в переподготовке кадров при одновременном снижении уровня материально-технической базы вследствие отсутствия финансовых средств как в масштабе государства, так и у предприятий.
Сегодня нет необходимости кого-то убеждать, что первоочередной мерой в этой области должно стать превращение системы повышения квалификации и переподготовки кадров в действенный механизм, так как эта проблема является одной из ключевых проблем структурной перестройки производства.
Шкала доплат к должностному окладу инженерно-управленческих работников за повышение квалификации с учетом образования, стажа работы и коэффициента качества труда (КТР)
Инженерно-управленческие работники | Образование | КТР (от 1 и выше) | Стаж работы | ||||
От 3 до 4 | От 5 до 7 | От 8 до 11 | От 12 до 15 | От 15 | |||
Конструкторы | Среднее | - | - | - | - | - | - |
Среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
Незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
Высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
Кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |
Технологи | Среднее | - | - | - | - | - | - |
Среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
Незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
Высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
Кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |
Экономисты | Среднее | - | - | - | - | - | - |
Среднее специальное | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
Незаконченное высшее | - | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
Высшее | - | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | |
Кандидат наук | - | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |