10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если появится такая необходимость.
Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи федерального закона.
В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, принятия и регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него изменений и дополнений; наименование муниципального образования, его герб или эмблема, историко-культурные особенности данного поселения, схема управления данного поселения и т. д. В самих уставах муниципального образования нередко предусматриваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы. Устав муниципального образования можно назвать основным законом жизни городских и сельских поселений, своего рода местной (муниципальной) конституцией. Он определяет систему местного самоуправления, структуру его органов с учетом интересов, сложившихся традиций местного населения, причем население муниципального образования непосредственно участвует в принятии устава. Разработка и принятие устава производятся на основе полной самостоятельности и независимости от государственных органов. Устав муниципального образования носит всеобъемлющий характер, так как закрепляет и регулирует отношения не в какой-то одной области, а во всех остальных сферах местного сообщества. При этом положения устава не являются исчерпывающими, они могут быть основой дальнейшей разработки других местных нормативно-правовых актов, по отношению к которым устав муниципального образования обладает высшей юридической силой. (8)
Заключение
В работе была подробно рассмотрена правовая основа местного самоуправления, был дан обзор основных правовых нормативных актов местного самоуправления Российской Федерации, раскрыты основные положения Конституции РФ, федеральных законов, актов субъектов РФ и нормативно-правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления.
В первой главе раскрывается общая характеристика понятия правовой основы муниципальных образований, освещается структура системы нормативно-правовых актов, деление их на группы, понятие юридической силы, дан перечень основных правовых нормативных актов в системе местного самоуправления.
Во второй главе работы рассмотрен основной закон страны – Конституция РФ, как важнейшего документа федерального значения, регламентирующего деятельность местного самоуправления, на котором должны базироваться все остальные нормативно-правовые акты.
Основные положения федеральных законов и подзаконных нормативных актов о деятельности муниципальных образований освещены в третьей главе. Базовым специальным законом, регулирующим отношения в системе местного самоуправления является ФЗ № 154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В следующих двух главах рассмотрены нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В работе также освещены современные проблемы сохранения единого правового пространства страны, проблемы формирования материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований, проблемы, касающихся пределов вмешательства органов местного самоуправления в экономическую деятельность на территории муниципального образования, проблемы, связанные с отсутствием фактического контроля и реальной ответственности органов должностных лиц местного самоуправления.
На фоне объективных причин (неблагоприятная экономическая конъюнктура и финансовый кризис, фактическая отстраненность населения от процесса принятия решений по вопросам местной жизни (под свою ответственность) и поэтому неизбежная практика сплошного администрирования со стороны субъектов Федерации и др.), сдерживающих развитие местного самоуправления в России, действуют многообразные причины, имеющие в своей основе субъективный характер: правовое обеспечение местного самоуправления.
На пути становления местного самоуправления как элемента народовластия и одной из основ конституционного строя России стоят как объективные, так и субъективные проблемы. Их скорейшее решение будет способствовать продвижению населения страны к свободе и благосостоянию. В числе всех прочих видов независимости, независимость местного сообщества, столь трудно утверждаемая, более всех подвержена вмешательству центральных и местных властей. Сами по себе институты местного самоуправления не способны противостоять государству. Пока независимость населения городских и сельских поселений по решению вопросов местного значения не войдет в обычай всего общества, ее без труда можно уничтожить, а стать обычной для общества она может только после того, как долгое время просуществует в последовательно реализуемых законах. (4)