Специальным подзаконным нормативным правовым актом является, например. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления».
Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.
Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения выполнения норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления.
Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит статьи о признании муниципальных образований и выступающих от их лица органов местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» является основой для муниципального избирательного права и т.д.
Необходимо отметить, что правовым фундаментом для муниципального законодательства стран – членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская Хартия о местном самоуправлении. Целью Совета Европы является построение Европы на принципах демократии и децентрализации власти, достижение прочного единства между его членами на этой основе. Поскольку местное самоуправление – одна из основ любого демократического строя, в Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты.
Европейская Хартия отмечает также необходимость признания местного самоуправления в законодательстве и, по возможности, в конституции страны. В ней раскрывается понятие местного самоуправления, предусматриваются свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Хартия говорит о том, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, административный контроль должен быть только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться. Средства должны поступать за счет местных сборов и налогов, других источников. Местные органы согласно Хартии могут сотрудничать и объединяться с другими органами местного самоуправления, имеют право сотрудничать с другими подобными органами других государств. Местному самоуправлению гарантируется судебная защита. Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года. (5)
Значительное запаздывание мер правового обеспечения местного самоуправления, несмотря на вступившие в действие Федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1 сентября 1995 года), “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (4 декабря 1996 года), Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” (16 января 1998 года), и подписанный 25 сентября 1997 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, правовое поле в области местного самоуправления остается далеко не заполненным как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований. В частности, федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления и обеспечении федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления не получил развития в федеральном бюджетном и налоговом законодательстве, законы о порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, о землях городских и сельских поселений, о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о государственных минимальных социальных стандартах, об установлении порядка судебной защиты прав местного самоуправления, об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и др., не приняты вообще. Иначе говоря, на федеральном уровне имеем пока лишь некоторые гарантии в институциональном плане, федеральные же гарантии в области отношений собственности, финансовых отношений и гарантии правозащиты или вовсе отсутствуют или обозначены лишь как общие принципы осуществления таких гарантий. Кроме того, необходимо обратить внимание на возрастающее число случаев грубых нарушений конституционных прав граждан на местное самоуправление в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации. Данная проблема, как представляется, приобретает принципиальный характер с точки зрения сохранения единого правового пространства Российской Федерации и выходит далеко за пределы правового регулирования отношений в сфере местного самоуправления. (2)
Остается неразрешенной в практике ядро проблемы местного самоуправления - источники его материальных и финансовых ресурсов. Центральной проблемой в этой сфере выступает решение о доходных источниках местного самоуправления: или эти доходы будут и далее иметь регулируемые органами государственной власти субъектов Федерации источники поступлений посредством налогов на деятельность и доходы в частной сфере или местные сообщества приобретут наконец постоянные и не изымаемые источники, реально им подконтрольные (рентные платежи). В первом случае муниципальный уровень управления останется местным уровнем государственного управления, во втором появляется надежда на то, что этот уровень станет уровнем местного самоуправления, т.е. уровнем, на котором граждане реально осуществляют (в рамках законодательства) принадлежащую им власть по решению вопросов местного значения под свою ответственность. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, при всех его слабостях, является несомненным фактом позитивного движения во втором направлении. Но без закрепления указанных в законе финансовых основ местного самоуправления в Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации, вряд ли можно рассчитывать на реальное их осуществление.(3)
Сохраняется в отношении органов местного самоуправления концептуальная неясность относительно пределов их вмешательства в экономическую деятельность на территории муниципального образования. Или органы местного самоуправления выступают самостоятельными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования, подчиняясь нормам гражданского права, или это организации, в пассивном режиме оказывающие услуги гражданам (оплаченные последними посредством налогов, сборов и платежей за услуги), или, наконец, это субъекты публичного права, активно воздействующие (управление посредством вмешательства, ограниченное принципом субсидиарности) на сферы материального воспроизводства в рамках их публично правовых полномочий и обладают адекватными инструментами такого воздействия. В первом случае, органы местного самоуправления признаются субъектами частного права и не нуждаются в публично-правовых (властных) полномочиях. Во втором - они превращаются, по существу, в “благотворительные” органы. Лишь в третьем случае органы местного самоуправления становятся публично-правовым институтом, который реально может “под свою ответственность” разрешать разнообразные задачи, признаваемые в качестве вопросов местного значения. Решению в пользу последнего варианта соответствует необходимость разработки (или применения известных) методов и инструментов управления в сфере экономики муниципального образования, инструментов взаимодействия с частными хозяйствующими субъектами, с одной стороны, с органами государственного управления, действующими на данной территории, с другой.