· порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;
· межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;
· установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
· установление минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов;
· обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;
· наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
· муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);
· административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
· плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
На территории Ярославской области приняты следующие нормативно правовые акты:
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области от 30.10.97;
Закон Ярославской области от 21.11.95 № 18-з "Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области"; HYPERLINK "http://akt1_4.htm/" Закон Ярославской области от 15.12.95 № 21-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области";
Закон Ярославской области от 23.07.97 № 25-з “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области” ; HYPERLINK "http://akt1_6.htm/" Закон Ярославской области от 15.02.2001 “Об областном бюджете на 2001 год”
В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.
К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.
Правовые акты местного самоуправления на нормативные и ненормативные.
Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы, права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне. В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);
Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и проч.)
Представительные органы местного самоуправления принимают правовые акты, обычно называемые решениями, устанавливающие для всех обязательные правила по предметам ведения муниципального образования: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении, местные налоги и сборы, порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и т.п. Все эти решения принимаются только коллегиально.
Руководитель исполнительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования издают постановления, имеющие нормативное содержание, и распоряжения.
Руководители структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления обычно издают приказы по вопросам своего ведения.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, их наименование, виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения имеет и население в соответствии с уставом муниципального образования. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).
В том случае, если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (ст.22).
Статья 44 соответствующего закона гласит, что решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых норм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Важной проблемой является отсутствие опыта работы по подготовки нормативно-правовых актов местного значения, отсутствие рекомендаций по разработке системы документов, регламентирующих и обеспечивающих местное самоуправление. На практике самым сложным оказывается разработка устава муниципальных образований. Необходимо усиление методического обеспечения местного самоуправления. В решении этой задачи важную роль должны сыграть ассоциации и союзы муниципальных образований. Кроме того, с Министерстве РФ по делам национальностей и федеративным отношениям налаживается работа по оказанию постоянной методической и экспертной помощи органам местного самоуправления.
Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.
Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования.