рефераты по менеджменту

Предмет и содержание Управления персоналом

Страница
6

- систему управления персоналом, которая предполагает форми­рование целей, функций, организационной структуры управления персо­налом, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений;

- технологию управления персоналом, которая предполагает ор­ганизацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др.'

Основу современной «универсальной» концепции управления персоналом в органи­зации составляет возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответ­ствии с задачами, стоящими перед организацией.

В мире разработаны новые подходы к приоритету ценностей. Глав­ное внутри организации - работник, главное вне организации - потребите­ли продуктов и услуг.

_

' Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. – М., 2000. 372с.

Необходимо повернуть сознание работающего - к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к без­думному исполнителю.

Принципы управления персоналом - это основные правила, кото­рым должен следовать руководитель и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом объективны, так как отра­жают требования объективно действующих экономических законов.

Общими принципами управления персоналом являются следующие принципы: научности; системности; перспективности; оперативности;

простоты и другие.

Частными принципами управления персоналом, применяемыми в отдельных предприятиях и организациях в различных странах мира (на­пример, США или Японии, об управленческой структуре которой пойдет речь позже) являются следующие принципы: пожизненного найма; консенсуальное принятие решений; контроля исполнения заданий, основанного на доверии; воспитание через корпоративную культуру и т.д.

В отечественных организациях сложились следующие принципы управления персоналом: плановости; демократического централизма; пер­вого лица, единства распорядительства; сочетание единоначалия и колле­гиальности; централизации и децентрализации; линейного, функциональ­ного и целевого управления; контроля исполнения решений.

Управление персоналом как специфическая деятельность осуществ­ляется с помощью различных методов воздействия на сотрудников.

Методы управления персоналом — способы воздействия на коллек­тивы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов, применяемых в управлении персоналом. '

Административные методы ориентированы на такие мотивы по­ведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.

' Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. - М., 1998. 175с.

Административные методы - это методы прямого воздействия: любой регламентирующий административный акт подлежит обязательному исполнению, то есть санкции предполагаются за невыполнение распоря­жений.

Эти методы соответствуют правовым нормам, действуют на определенном уровне управления, актам и распоряжениям вышестоящих органов.

Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников на использование механизма управления. Методы носят косвенный характер, занимают ведущее место в управленческой деятельности, являются фундаментом управляющего воз­действия.

Социально-психологические методы управления основаны на ис­пользовании социальных механизмов управления (система взаимоотноше­ний в коллективе, участие работников в управлении, формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулиро­вание и т.д.). Специфика этих методов заключается в использовании не­формальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процес­се управления персоналом. Это методы косвенного воздействия, в которых нет четко определенного времени и обязательности воздействия.

Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

Возможна более подробная классификация методов по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом.

В этом случае выделяют методы: планирования персонала; найма персонала; отбора персонала; мотивации трудовой деятельности; профориентации и трудовой адаптации; организации системы обучения; оценки персонала; управления деловой карьерой и др. (подробно они рассмотрены в Разделе IV).

Функции управления персоналом - основные направления деятель­ности, ориентированные на удовлетворение потребности организации в персонале.

В современной литературе существуют разнообразные перечни функций управления персоналом.

Так, например, Пугачев В.П. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделяет следующие функции:

- планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также время их использования;

- определение способов рекрутирования, привлечения персонала;

- маркетинг персонала;

- подбор, оценка, отбор и принятие на работу;

- адаптация, обучение и повышение квалификации работников,ихразвитие;

- планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного продвижения роста работников;

- мотивация персонала;

- руководство персоналом;

- управление расходами на персонал;

- организация рабочего места;

- обеспечение оптимального распределения работ;

- высвобождение персонала;

- освобождение персонала;

- кадровое делопроизводство: сбор, хранение, учет анкетных дан­ных, стажа, повышения квалификации;

- управление информацией — оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала;

- контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организация порядка;

- управление конфликтами;

- правовое регулирование трудовых отношений;

- налаживание партнерских отношений с организациями, влияю­щими на персонал;

- планирование и развитие организационной культуры;

- социальное обеспечение сотрудников, обеспечение их безопасно­сти, здоровья, охраны труда;

- обеспечение репутации организации и позитивное восприятие её внешней средой. '

Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они да­ют представление о содержании управления персоналом как специфиче­ского вида деятельности и лежат в основе систем управления персоналом.

' Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М., 1998.

Система управления персоналом органи­зации — система, в которой реализуются функ­ции по управлению персоналом организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту