Очевидно, что нарождающаяся российская модель управления персоналом должна учитывать как собственный, так и зарубежный теоретический опыт и практику, ни в коем случае при этом не умаляя нашу самобытность, уникальность, пытаясь перенести на российскую почву образцы
западной или восточной культуры.
Для формирования собственной модели должны созреть, прежде всего, объективные предпосылки: во-первых, уровень развития технико-технологической базы производства, во-вторых, культурно образовательный уровень развития наемной рабочей силы, в-третьих, уровень развития управленческой культуры. Все эти предпосылки действуют одновременно и взаимообусловлены.
Схематичное сравнение основных тенденций управления персоналом в американских, японских и российских организациях.
Критерий |
Американские |
Японские |
Российские |
Отношение к персоналу |
Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору, человеческий ресурс на «втором» месте. |
Первостепенное значение придается человеческому фактору. Внутри организации главное - персонал, вне - клиент. |
Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору. Ориентация на сменяемость персонала, акцент на исполнителя. |
Отношение персонала к организации |
Работник рассматривает организацию как источник личного дохода. При предложении большей зарплаты с легкостью перейдет в другую организацию. |
Отождествляет себя с организацией по принципу «единой семьи». Персонал готов к самопожерт-вованию во имя своей фирмы. |
Слабое чувство лояльности работников в организации. |
Научное планирование персонала |
Регулярное по всем функциям. |
Регулярное по всем функциям. |
Практически отсутствует или эпизодическое по некоторым функциям. |
Контракты |
Широко используются контракты единые для всех работников с ограниченными возможностями для переговоро». |
Используются долгосрочные контракты. |
Чаще всего отсутствуют. |
Найм |
Краткосрочный найм. Высокая текучесть кадров. |
Пожизненный найм. Практически отсутствует текучесть кадров. |
Сочетание краткосрочного и долгосрочного найма. |
Требования к принимаемому персоналу. |
Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на узкую специализированную деятельность. Ценятся талант, выдающиеся способности, умение быстро и хорошо делать конкретную работу. |
Развиты и систематизированы. Работник сориентирован на универсальный, неспециализированный вид деятельности. Ценится развитая гамма личностных качеств. |
Слабо систематизированы. Работник сориентирован скорее на универсальный вид деятельности. Ценятся опыт и связи. |
Источники набора персонала |
Преобладают внешние источники. Обычно широкий конкурс (в несколько этапов) или использование услуг рекрутских фирм. |
Преобладают внутренние источники набора. |
Чаще всего - по знакомству. |
Методы отбора персонала |
Различные виды тестирования, «центр оценки», собеседования. |
Наблюдения, анкетирование, собеседования. |
Преобладает анализ документов и результаты неструктурированного собеседования. Реже – тестирование и другие методы. |
Удовлетворение социально-бытовых нужд работников |
Используется, но редко. |
Считается нормой, широко распространено. |
Крайне редко. |
Адаптация персонала |
Уделяется очень существенное внимание, за новичком закрепляется куратор («крестный отец») с широкими полномочиями. Срок адаптации обычно от 1 мес. до 3 мес. |
Проводится очень серьезно по формальным и неформальным каналам по специально разработанным программам. |
Чаще всего отсутствует или проводится примитивно и формально. |
Подготовка кадров |
Очень серьезное отношение. В основном происходит с отрывом от производства в университетах, бизнес школах, на краткосрочных курсах. Затраты на подготовку кадров составляют 5% от прибыли предприятия. |
Очень серьезное отношение. Происходит путем повышения квалификации без отрыва от производства на рабочих местах. Для менеджеров организуются учебные центры и семинары вне предприятий, в т.ч. и за рубежом. |
Проводится, но нерегулярно. Профессиональный рост работника специально не инициируется, планируется только в связи с работой. |
Оценка результатов деятельности |
Быстрая оценка кадров. Оценка результатов деятельности является юридической основой принятия управленческих решений об увольнении, продвижении, перемещении и т.д. |
Основательная, растянутая во времени оценка кадров. |
От случая к случаю без специальной программы. Редко ведет к административным последствиям. |
Карьера |
Преобладает вертикальная модель развития карьеры. Быстрое профессиональное продвижение, если этого не происходит, специалисты подумывают о своей неудачной карьере и переходе в другую организацию. |
Преобладает горизонтальная модель карьеры, медленное постепенное профессиональное продвижение. Работник смиренно ждет. Он уверен, что настанет время, и его оценят объективно. |
Не планируется и не отслеживается. Карьера - дело случая и связей. Возможность карьерного роста слабо связана с профессиональными, конкретными результатами работы, что является антимотивирующим фактором. |