Преднамеренное банкротство совершается в личных интересах виновного или интересах иных лиц. Интересы могут быть прежде всего корыстные, т.е. выражаться в стремлении получить имущественную выгоду без изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Кроме того, личные интересы могут состоять в извлечении выгод неимущественного характера. К таким могут относиться получение поддержки и покровительства от других лиц, взаимных услуг, сокрытие незаконной деятельности и т.п. Совершение данного преступления в личных интересах или интересах иных лиц является обязательным элементом субъективной стороны данного преступления и подлежит доказыванию.
Субъектом преднамеренного банкротства могут являться руководитель или собственник коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель.
Как избежать обвинения в преднамеренном банкротстве
Руководителю фирмы очень важно оградить себя от подозрений в том, что он специально пустил ее под откос. Ведь за преднамеренное банкротство статья 14.12 Кодекса об административных правонарушениях накажет его штрафом в размере от 5000 до 10 000 рублей. Кроме того, директора могут дисквалифицировать на срок до трех лет. За упомянутое нарушение существует и уголовная ответственность. Так, максимальное наказание, которое устанавливает статья 196 Уголовного кодекса за преднамеренное банкротство, состоит в лишении свободы сроком до шести лет со штрафом до 200 000 рублей. Кара за фиктивное банкротство несколько мягче – нарушителя могут посадить в тюрьму также на шесть лет, но штраф при этом составит не более 80 000 рублей (ст. 197 УК РФ).
Поэтому нужно обратить внимание на постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855. Оно утвердило «Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства». Этот документ необходимо внимательно проанализировать и учесть его предписания. Так, в правилах приведены примеры «нерыночных» сделок:
имущество должника заменяют на менее ликвидное;
принадлежащие фирме-должнику ценности продают на заведомо невыгодных условиях или реализуют имущество, без которого задолжавшая компания не может вести свою основную деятельность;
организация-должник берет на себя не обеспеченные имуществом обязательства или покупает неликвидное имущество;
одни обязательства заменяют на другие на заведомо невыгодных условиях.
Заключение
Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
Сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что несомненно будет способствовать созданию нормального экономического оборота.
Обновленный закон более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности - неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.
Несомненным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения.
Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Такие внесудебные процедуры как санация и мировое соглашение также претерпели существенные изменения.
Так санация выведена из-под контроля арбитражного суда. В законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.
При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов.
Существенное расширение полномочий собрания кредиторов в процедуре банкротства позволяет играть ему решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника.
Арбитражный управляющий - в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий. Наконец-то в законе прописан их статус, общие и специальные полномочия, решен вопрос о выплате вознаграждения.
Конкретизированы временные сроки проведения процедуры банкротства.
Хотя вопрос об особенностях банкротства отдельных категорий должников не был предметом изучения в данной курсовой работе, необходимо отметить, что новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику таких организаций как градостроительных, сельскохозяйственных, кредитных, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Кроме этого в законе, нашли свое отражение такие виды банкротства как преднамеренное и фиктивное, которые в настоящее время являются практически неприменяемыми в настоящее время, поскольку не имеют под собой реального механизма выявления.