В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в «Русской Правде» (Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. – М: 1984. с.68.). Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на «торгу», но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.
Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в «Русской правде».
Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.
Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав» (Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914. с.156.).
Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.
После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.
28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических» (Собрание узаконений РСФСР 1927 г. № 123 с. 830.). Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат.
Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (Ведомости РФ 1993. № 1 ст.6).
Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом…»
Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении.
Создавая Закон 1998г. «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель, изучив существующие в развитых зарубежных странах институты несостоятельности, и учтя опыт применения старого законодательства, выработал ряд принципиально новых положений, не свойственных предыдущему закону.
Закон 1998г. регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" является уже третьим по счету законодательным правовым актом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Первый закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят в 1992 году. Второй Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года был направлен на приведение норм закона в соответствие с новыми экономическими отношениями. И, наконец, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года направлен на исправление упущений прежнего закона, выработку действующих механизмов реализации положений закона.
До недавнего времени банкротство практически отождествлялось с ликвидацией. Принятый в конце 2002 года Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" позволил изменить подход к процедуре банкротства, превратив механизм банкротства из инструмента захвата предприятий в процесс законодательного урегулирования отношений между кредиторами и должниками. В настоящее время основной целью процедуры банкротства является оздоровление предприятий, восстановление их платежеспособности.
Однако практика применения закона показала, что и принятый закон о банкротстве не является совершенным в законодательном плане, содержит неточности, пробелы правового регулирования, коллизии между законом и иными правовыми актами.
В начале 2005 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен пакет законопроектов, касающихся внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", с целью устранения противоречий между законодательными актами, а также с целью эффективного применения механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должников. По внесенным законопроектам проведена масштабная работа, привлечены специалисты разного профиля, и к концу 2005 года Президентом Российской Федерации были подписаны три закона:
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующий вопросы допуска арбитражных управляющих к государственной тайне. Необходимость принятия данного закона была обусловлена следующим. Действующее законодательное регулирование не предусматривало обязанности арбитражного управляющего иметь допуск к государственной тайне при представлении в арбитражный суд его кандидатуры. Это обстоятельство повлекло за собой проблемы на практике, а именно: возникла, с одной стороны, опасность разглашения сведений, составляющих государственную тайну, лицами, не имеющими к ней допуска, а с другой - невозможность исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей в полном объеме.