2. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Закон направлен, во-первых, на устранение противоречий между Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – на уточнение составов противоправных деяний, и, во-вторых, на усиление мер ответственности за них. Основная цель закона – свести к минимуму возможности для злоупотреблений при банкротстве, сделать реально применимым на практике привлечение виновных лиц к ответственности. Фиктивное и преднамеренное банкротства, действительно, представляют серьезную опасность для экономики и справедливо запрещаются уголовным законом, но ошибки уголовно-правовой конструкции этих преступлений не позволяли осуществлять их своевременное выявление и расследование.
Законом внесены изменения в три статьи – 195, 196 и 197 – Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с банкротством. Аналогичные изменения были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в статьи 3.5, 14.12, 14.13).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Данный закон направлен на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих очередность удовлетворения требований кредиторов и определяющих круг юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства, в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поскольку при принятии в 2002 году Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" соответствующие поправки не были внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, возникла коллизия правовых норм. Данный закон направлен на ее устранение.
В настоящее время в целях совершенствования законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении разработаны концепции законопроектов, предусматривающих изменения нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
• в части введения реабилитационных процедур в отношении гражданина–должника, признанного банкротом;
• в части совершенствования положений об оспаривании юридических действий должника в процедуре банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником;
• в части регулирования особенностей банкротства финансовых организаций;
• в части ликвидации юридических лиц;
• в части совершенствования процедур банкротства стратегических предприятий и организаций.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)».
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о проверке конституционности пункта 2 статьи 1 см. определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 60-О.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Двадцатидневный срок подачи заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным, установленный абзацами вторым и третьим пункта 4 статьи 15, является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила главы 12 Гражданского кодекса РФ (пункт 1 Информационного письма ВАС РФ от 26.07.2005 N 93).
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);
должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;
обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;