рефераты по менеджменту

Организационные основы муниципального управления

Страница
8

3. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования. Устав регулирует отношение, которые затрагивают все стороны, все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Естественно, устав не может, да и не призван регулировать указанные отношения подробно. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия иных нормативных актов.

4. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми структурами права, расположенными на территории муниципального образования тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования.

5. Устав - основа для дальнейшего нормотворчества. Эта особенность устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей. Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно не может урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного самоуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принятие иных местных нормативно-правовых актов.

6. Как и конституция, устав муниципального образования характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений. Конкретный механизм определяется непосредственно в уставе муниципального образования и может предполагать квалифицированное большинство депутатов местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для принятия обычного решения); голосование на конференции, собрании или сходе граждан, что является не характерным для принятия обычных нормативно-правовых актов либо голосование непосредственно населением, например, в форме референдума.

Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. Правовое значение устава заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное население фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права и обязанности муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающего осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

Важной особенностью Устава является его самодостаточность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому в Уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие отношение к самоуправлению, а при необходимости- цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту Устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.

Кроме того Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т. е. не меняться в течении сравнительно долгого времени, что в значительной мере способствовало бы стабильности взаимодействий на территории. Это должно обеспечиваться соответствующей процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте Устава.

Важнейшим требованием к Уставу является наличие в нем механизмов реализации положений и норм, заложенных в нем, а также в Федеральном законодательстве и законах субъекта Федерации. В Уставе должны содержаться четкие нормы прямого действия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Устав - это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования.

Реорганизация местного самоуправления

6 октября 2003 г. Президентом РФ был подписан новый Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации». Принятие этого Закона должно способствовать успешному со­циально-экономическому развитию, муниципальных образований, а также переориентации местных властей на решение насущных проблем населения.

Предыдущий Федеральный за­кон «Об общих принципах орга­низации местного самоуправ­ления и Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-Ф3, который пока продолжает действовать в части:, не противоречащей положениям гл. 12 нового Закона, вступил в силу 1 сентября 1995 г. За прошедшие с того времени 7 с лишним лет практика применения указанного закона выя­вила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. К их числу следует отнести нечеткость в определении компетенции муници­пальных образовании, неопределен­ность территориальной организации местного самоуправления, несоответ­ствие ресурсов исполняемым обязан­ностям, удаленность органов местно­го самоуправления от населения, непроработанность механизмов их вза­имодействия с органами государствен­ной власти. В связи с этим и был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс­кой Федерации;- от 6 октября 2003 г. № 13l-ФЗ.

Ключевые положения Закона на­правлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Так, Законом устанавливается обязательное для всех субъектов РФ формирование му­ниципальных образовании на двух территориальных уровнях: первый уровень - городские и сельские посе­ления, второй — муниципальные рай­оны и городские округа. Термин «городской ок­руг» является новым, в соответствии с Законом городским округом явля­ется городское поселение, которое не входит в состав муниципального рай­она и по статусу приравнивается к муниципальному району.

Закон разграничивает и закрепляет за каждым из уровней муниципаль­ных образований присущие ему спе­цифические полномочия по решению вопросов местного значения. Эти меры призваны создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах РФ, которая будет в полной мере соответствовать Конституции РФ. Предполагается, что они позволят, с одной стороны, реально приблизить мест­ную власть к населению и обеспечить качественно иной уровень оказывае­мых населению муниципальных ус­луг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфра­структуры и существенных финансо­вых и материальных ресурсов.[40]

Однако не все так просто. Если детально рассмотреть новый закон, то получается, что он не только не улучшает организацию местного самоуправления, но и противоречит Конституции. В частности, Ч. 1 ст. 131 Конституции России устанав­ливает, что «структура органов местного са­моуправления определяется населением са­мостоятельно».

В п.п. 1 и 2 ст. 34 нового ФЗ «Об общих принципах орга­низации местного самоуправ­ления и Российской Федерации» предлагается:

«Структуру органов местного самоуправле­ния составляют представительный орган му­ниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный ор­ган муниципального образования, иные органы местного самоуправления .»

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту