Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:
Ø изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов
Ø изменить существующие мнения или представления
Ø развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
Ø разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе
Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:
ü обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем
ü обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем
ü обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других “экспериментальных мероприятий”
ü обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции
ü выполнение типового упражнения в процессе обсуждения
Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
q Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.
q Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.
q Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
q Небольшие группы работают обособленно
q Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.
Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.
Обычно учащемуся предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе и количественные данные, реальной управленческой ситуации.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.
Едва ли найдутся такие учащиеся, взгляды которых на предложенную ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся придется применить свои аналитические способности.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.
Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.
В некоторых курсах обучения менеджменту используется исключительно метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения.
Метод конкретных ситуаций – удобный способ раскрыть перед учащимся все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных ситуаций и проблем в частности.
ü Он упорядочивает знания и факты
ü Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения
ü Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы “обсуждать” возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.
Например: “Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета”.
Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.
ü Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, “что происходит, когда происходит вот это”.
ü Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
ü Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
ü Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно “играют”.
Существует много разновидностей метода деловых игр:
Ø Роли расписанные и не расписанные
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать (“разыгрывать”) собственные решения
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся копируют (“заучивают”) определенный стиль руководства или поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же “сценарию”.
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
Метод конкретных ситуаций |
деловые игры | ||
1 |
Проблема выносится на обсуждение |
1 |
Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной |
2 |
Проблему определяют предшествующие события |
2 |
Проблема определяет развитие событий |
3 |
Проблема затрагивает других людей |
3 |
Проблема затрагивает самих учащихся |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат |
5 |
Подчеркивается значение фактов |
5 |
Подчеркивается значение субъективных впечатлений |
6 |
С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию “снаружи” |
6 |
Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию “изнутри” |
7 |
Предполагается мысленное участие |
7 |
Создаются условия для эмоционального участия |
8 |
Совершенствуется умение анализировать проблемы |
8 |
Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми |
9 |
Предназначается для разработки гипотез и идей |
9 |
Предназначается для проверки гипотез и идей |
10 |
Тренируется умение правильно разобраться в ситуации |
10 |
Тренируется эмоциональный контроль |
11 |
Действия или решения только обсуждаются |
11 |
Действия или решения приводятся в исполнение |
12 |
Последствия предложенных действий обычно не определяются |
12 |
Устанавливается непрерывная обратная связь |