Годовой маркетинговый отчет — один из основных и наиболее важных документов, подготовка которых входит в перечень задач, решаемых отделом маркетинга на фирме, предприятии, современном производстве. Для того чтобы к моменту подготовки данного документа (обычно к началу последующего за отчетным года) в распоряжении сотрудников отдела маркетинга была вся необходимая для анализа информация в доступном и наглядном виде, необходимо формировать ежемесячные маркетинговые отчеты, включающие основные пункты годового. Это должны быть ежемесячные отчеты о сбыте, эффективности ассортимента, эффективности рекламы, о потребителях, конкурентах и поставщиках.
Следует учитывать, что для различных сфер деятельности — оптовая и розничная торговля, производство, услуги, консалтинг и т.п. — содержание маркетинговых отчетов должно быть скорректировано в соответствии со спецификой деятельности конкретной фирмы, предприятия, производственно-коммерческой единицы. В дальнейшем предлагается для обобщения различных видов бизнес-деятельности использовать термин «проект».
Годовой маркетинговый отчет обычно включает в себя следующие основные пункты:
Введение.
Основные понятия и определения.
Общие сведения о проекте.
Описание рынка.
Тип производства, методов торговли или другого вида бизнес-деятельности.
Описание и характеристика потребителей.
Описание места расположения соответствующей производственной/коммерческой единицы.
Товарная политика (анализ эффективности ассортимента).
Ценовая политика.
Дополнительные услуги, дополнительные виды деятельности.
Методы продвижения продуктов.
Конкуренция.
Выводы, прогнозы и рекомендации.
Приложения. Рассмотрим содержание каждого пункта более подробно.
1. Введение
Цель отчета: целью отчета может быть анализ маркетинговой деятельности или разработка планов и рекомендаций на последующий период и т.п.
Ссылки на предыдущие отчеты или документы.
Описание исходных данных, на основании которых делается анализ, способы их получения, хранения и обновления.
Описание основных маркетинговых целей и задач для данной производственной/коммерческой единицы.
Краткое описание рекламной концепции, которая была принята на соответствующий отчетный период.
2. Основные понятия и определения
В данном разделе необходимо представить описание тех основных понятий и определений, которые будут использованы в отчете. Например, целесообразно дать определение и краткое описание основных групп потребителей, которые существуют на рассматриваемом рынке; классификатор с указанием основных характеристик и ценовых диапазонов соответствующего товара/продукта/услуги; предложить трактовку основных терминов и понятий.
3. Общие сведения о проекте
Дата начала действия соответствующего проекта.
Описание основных видов бизнес-деятельности, участвующих в проекте.
Цели проекта, стратегия развития.
Основные финансово-экономические показатели за прошедший период.
Уровень технологии, обслуживания.
Краткое описание основных видов продукции/услуг.
4. Описание рынка
Наличие группы потенциальных потребителей, заинтересованных в выпускаемых/предлагаемых товарах/услугах.
Сегментация рынка: географическая сегментация; демографическая сегментация (возраст, пол, состав семьи, уровень дохода, род занятий, образование); психологическая сегментация (образ жизни, хобби, проведение досуга и т.п.); поведенческая сегментация (причины совершения покупки, ожидаемые от покупки выгоды, интенсивность потребления, готовность к покупке и проч.).
Краткая информация о конкурентности выбранного рынка.
Краткое описание деятельности и особенностей работы с поставщиками товаров, комплектующих, сырья и т.п. (причины выбора того или иного поставщика, преимущества работы с конкретными поставщиками, сложности в работе с некоторыми поставщиками).
5. Тип производства, методов торговли или другого вида бизнес-деятельности
Представляется краткое описание типа организации бизнес-деятельности.
Например, для производства:
серийное, мелкосерийное, единичное; прерывное или непрерывное;
источники получения сырья и комплектующих;
используемые технологии с акцентом на возможные конкурентные преимущества;
вторичное производство, использование отходов.
Для розничной/оптовой торговли:
сеть магазинов или несколько магазинов, не связанных по ассортименту, ценовой политике, стилю и т.п. в единую сеть;
единство торгового процесса в магазинах сети;
работа продавцов/менеджеров по продажам с клиентами (стиль общения, внешний вид, квалифицированность и компетентность, знание особенностей предлагаемого товара, коммуникабельность, мобильность, наличие инструкции по работе продавцов;
оформление торговых точек, магазинов сети.
6. Описание и характеристики потребителей
Розничный потребитель:
социальный портрет потребителя (возраст; уровень доходов; образование; сфера занятости и вид деятельности; семейное положение);
более полная информация о потребителе (увлечения; хобби; просматриваемые ТВ-программы; читаемая литература, пресса; любимая радиостанция; марка автомобиля; места проживания потенциальных потребителей; условия проживания — квартира, загородный дом и т.п.);
мотивации при приобретении соответствующего товара/продукта/услуги (обеспечение физиологических потребностей; обеспечение собственной безопасности или безопасности близких; самоутверждение; забота о близких; уважение со стороны окружающих; принадлежность к определенной социальной группе);
описание процесса принятия решения потребителем при покупке соответствующего товара/продукта/услуги;
преимущества, которые приобретает клиент при покупке соответствующего товара/продукта/услуги;
анализ мест проживания потребителей (эти данные смогут сформировать рекомендации по размещению, например, щитовой или адресной рекламы, мест расположения новых торговых и производственных площадей и т.п.).
Оптовый потребитель:
описание соответствующих групп оптовых потребителей (производства, магазины, посреднические фирмы, зарубежные компании и т.п.);
более подробное описание каждого крупного оптового потребителя;
описание вариантов использования приобретаемых оптовым потребителем товаров;
краткое описание конечного потребителя реализуемых товаров;
описание основных принципов и организации работы с оптовыми потребителями (системы расчетов, поставок, наиболее популярные модели или изделия, марки товаров, частота и характер рекламаций, степень удовлетворенности ассортиментом, качеством и технико-технологическими характеристиками товаров).
7. Описание места расположения соответствующей производственно-коммерческой единицы
Розничная торговля:
места расположения торговых точек;
наличие потоков автотранспорта, пешеходов, оценка интенсивности потоков (количество автомобилей или пешеходов в час с указанием изменения интенсивности в зависимости от времени суток);