Национальные проекты имеют свои риски. Первый из них – отсутствия в России опыта реализации таких проектов, из-за чего возникает риск неустойчивости результатов таких проектов. Может возникнуть опасность, что проект не станет выражением стратегической задачи, не будет способствовать ее решению.
В России существует такой орган самоуправления, как Общественная палата. В ней есть Комитет по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Председатель этого комитета В. Л. Глазычев в интервью журналу «Национальные проекты» сказал, что сожалеет, что стратегия развития какого-либо региона не обсуждается с региональной Общественной палатой. «Мне кажется, что мы совершенно напрасно не рассматриваем общественные организации в качестве исполнителей национальной программы. Зарубежный опыт показывает, что им можно поручать многое. И деньги становятся уже не так важны – гораздо важнее умение эффективно ими распорядиться» (5, с. 95). Идея общественных организаций в том, что они не получают заработной платы за свою деятельность. Глазычев говорит о положительном опыте – когда в неназванном городе местной общественной организации выделили некоторую сумму на подотчетную деятельность, эффективность составила 120%.
В конце 2006 года ВЦИОМ проводил исследование осведомленности населения о национальных проектах и оценки их осуществления. На начало2006 года россияне оценивали ситуацию в здравоохранении, образовании, жилищной сфере и сельском хозяйстве скорее негативно. Поэтому сами национальные проекты воспринимались теми, кто знал о них, как панацея от бед. Однако 16% восприняли их как чисто популяризаторскую акцию, проводимую для отвлечения внимания людей. В этом сказалось укоренившееся неверие россиян в правительственные реформы. Уровень информированности и в начале, и в конце 2006 года был поверхностным, и за год он не изменился. Наименьший уровень осведомленности – о проектах «Доступное жилье» и «Развитие АПК». Необходимо проводить широкое информирование россиян о деятельности национальных проектов. Это повысит стабильность в обществе, а также поднимет процент людей, пользующихся возможностями, предоставляемыми национальными проектами.
Приоритетный национальный проект «современное здоровье»
Понятие «здоровье населения» операционализируется через такие характеристики, как уровень рождаемости, уровень смертности, уровень заболеваемости и инвалидности, продолжительность жизни. Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных проблем России является смертность людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся (1):
«Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– дополнительная диспансеризация работающего населения;
– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала» (1).
Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.
Советом по реализации национальных проектов были приняты следующие меры:
1. Назначены дополнительные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей (семейной) практики (10 тыс. руб.), медицинским сестрам, работающими с данными специалистами (5 тыс. руб.), врачам «скорой помощи» (5 тыс. руб.), фельдшерам (3,5 тыс. руб.), среднему медперсоналу «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов (2,5 тыс. руб.).
2. Увеличение заработной платы. В итоге планируется увеличить ее в 2 раза.
3. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка медицинского персонала за счет федерального бюджета.
4. Был разработан и утвержден табель оснащения медицинской техникой муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). Совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации был определен список АПУ, остро нуждающихся в диагностическом оборудовании. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) проведен конкурс, определены его победители, номенклатура и количество медицинской техники, поставляемой в АПУ. Составлены планы-графики отгрузки диагностического оборудования. «Во втором квартале по состоянию на 1 июня 2006 года уже отгружено 1100 комплектов диагностического оборудования в 62 субъекта Российской Федерации» (1).
5. Особое внимание уделяется дородовой подготовке и родовспоможению. При этом муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности «Акушерство и гинекология» и оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 2000 руб. за каждую женщину, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные отделения, перинатальные центры), – по 5000 руб. за каждую женщину. В женской консультации не менее 60% от предусмотренной суммы должно быть направлено на повышение заработной платы медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы. В родильном доме не менее 40% – на заработную плату медицинским работникам, остальное – на укрепление материально-технической базы и приобретение лекарственных средств.