рефераты по менеджменту

Национальные проекты как метод управления отдельными отраслями социальной сферы в России

Страница
4

Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ – мощнейший импульс для развития всей экономики. В 2007 году объемы жилищного строительства планируется увеличить до 56 миллионов квадратных метров, предоставив субсидии на сумму 68,1 миллиардов рублей. За первые два месяца 2007 года в Уральском федеральном округе (УрФО) построили 5040 квартир общей площадью 447,4 тыс. кв. м, что вдвое превышает показатели 2006 года за аналогичный период.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

С 1991 по 2005 годы произошло сокращение поголовья скота более чем в два раза. Растет импорт мяса и мясопродуктов (34%). Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет:

- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

- роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов (1).

Стимулирование развития малых форм хозяйствования – увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов).

«На поддержку сельскохозяйственного производства Свердловской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году из средств федерального бюджета получено 28,9 млн. руб., или 58% от уточненного лимита. Средства областного бюджета составили 1,52 млрд. руб. – 99,5% к лимиту бюджетных ассигнований» (1). С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий» (4, с. 19). Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы – бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения.

Заключение

Национальные проекты, как способ управления социальной сферой, обладают своей спецификой. Во-первых, они требуют четкого определения задач, иерархии этих задач, разделения их на мероприятия и финансирование данных конкретных мероприятий, которые в совокупности являются выражением стратегической цели. Во-вторых, каждый национальный проект имеет своего координатора, что позволяет усилить эффективность проекта на всех уровнях исполнительной власти. В-третьих, в национальных проектах задействованы механизмы контроля, и есть поле для их совершенствования.

Основная проблема национальных проектов в том, что они пока затрагивают в основном только финансовую сторону развития приоритетных сфер. Мало работы ведется по изменению ценности детей в демографической политике, изменению качественной стороны системы образования. Для эффективной реализации кредитования в образовании, приобретении жилья и развитии АПК необходимо повышать сотрудничество между государством и банками.

Потенциал национальных проектов, по нашему мнению, заключается в том, что они могут полностью перевернуть существующую систему государственной социальной политики. Для реализации каждого проекта необходимо тесное сотрудничество нескольких министерств. Таким образом, в управлении развиваются не только вертикальные, но и горизонтальные связи, что является положительной характеристикой любой организации, принесет большую эффективность и управлению социальной сферой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту